Здесь одна тайга… Лыжный поход 2 к.с.

размещено в: туризм | 0
Лыжный поход. Южный Урал

Здесь одна тайга, и звёзды так близки.
Стучится в дверь, как человек, пурга.
А мы с тобой вдвоём, в зимовье у реки
И на двоих всего одна тайга.
А. Шредер

Даже не буду это отчётом называть, назову просто воспоминаниями о лыжном походе, который случился с нами 2-9 января этого года. Все началось на башкирской станции Вязовая в ночь на 2-е января. Собралось нас 10 человек, откуда только ни приехавших: Тагил, Екатеринбург, Москва, Ростов, Питер, Мурманск. Всю ночь Лёха крутил крепления на лыжи. Я пыталась спать сидя, и как ни открою глаза — он что-то прикручивает… или откручивает… или думает — что бы ещё куда-нибудь прикрутить.

Утром все познакомились, раскидали еду по рюкзакам, Алексеич связался с водителем. Когда тот приехал, мы набились в какую-то маленькую газелюку, в которой доехали до приюта Тюлюк. Вечером немного потренировались в обращении с лыжами, с которыми нам предстояло «плыть и плыть». В итоге Леха опять что-то крутил и переставлял. Надо сказать, он сильно нас выручал своими руками и ремнабором всю дорогу.

Лыжный поход. Подготовка лыж

На следующий день полезли на Иремель. Погода испортилась — ветер, штормовое предупреждение,  МЧСники преграждают дорогу наверх, о чем свидетельствуют идущие навстречу группы туристов. Поэтому наша лыжня пошла в обход.

Тот день был тяжелым. Команда разделилась на тех, у кого лыжи нормально идут вверх, почти без отдачи, и тех, у кого уже на маленьком уклоне они ехали исключительно назад. В итоге мы постоянно падали, но поднимались! Я узнала, каково это, падать с рюкзаком, и как потом ох невесело вставать. Поняла, зачем Нила носит наколенники. Вскопала, наверное, 20 сугробов, и эта участь постигла не меня одну. Иремель в тот день нас не пустил.

Ночевали на склоне, дров на всю ночь заготовить не получилось. Спали в жуткой тесноте, Юра лежал с краю, его вдавило в палки, и он провозгласил ту ночь «худшей ночью в своей жизни». Что ж, теперь у нас с ним больше общего: худшая ночь в моей жизни тоже была в одной палатке с Шредером, но это уже совсем другая история.

Лыжный поход. Навигация

На следующий день после завтрака залезли таки на Иремель. Радиально. Было солнечно, супер красиво и супер ветрено. На спуске мне казалось, что Коля свернет себе шею, ну или ноги переломает — человек без чувства страха и без тормозов… К тому же спуск был неприятный — по голому льду, а мы в бахилах (лыжи сняли, когда закончился лес). Я просто отворачивалась, не могла смотреть, как он спускается.

Отдельное спасибо Махе, которая сняла ряд занимательных видяшек на спуске, как все неумело тормозили и падали (уже на лыжах и с рюкзаками). А падали все ой как разнообразно!

Ну и так мы шли по лесам-горам-полям… День за днем. Тропили, поднимались, спускались, в 16 часов уже искали место для лагеря и там вытаптывали площадку, выкапывали яму под костер, топили снег, ставили палатку, печку, заготавливали на ночь дрова…

Лыжный поход. Лагерь

Только к концу похода научились более — менее быстро ставить лагерь. Вот уж не думала, что это занимает стоооолько времени. С утра выход на рассвете тоже оказался утопией. Даже когда у нас получалось встать в 6, рассвет неожиданно заставал нас с несобранными рюкзаками и еще растянутой палаткой.

Лыжный поход. Холода

Еще запомнились холода. Они так-то были почти всегда, но поначалу мы не верили — думали у Алексеича термометр сломан. -27 ощущалось не холоднее -15. А вот ночь, когда мы спустились с Кумардака (надо же было гору так назвать!) была реально холодной. Причем днем, на подъеме, было жарко, и спина у меня (да наверное у всех) промокла вся. По чистой случайности в яме, которую мы раскопали под костер, оказался небольшой пенек, чуть в стороне от эпицентра огня. Я просто садилась на него и грела спину. Когда ребятам казалось, что я уже 100% загораюсь, они дружно начинали орать. Но 2 минуты спустя я опять сидела на моем пне. Было страшновато тогда — а вдруг печка не разгорится (уж не знаю почему), но я сидела и молилась, чтоб мы не словили холодную ночевку.

Лыжный поход. Зимний лес

А утром после теплой ночи мы стояли у того же костра, жизнь выглядела намного привлекательней, и мы рассуждали на тему «с погодой то повезло!» Мол, не было снегопадов, пурги, было ясно и морозно — отличная видимость, сухие вещи. Надо сказать, морально легче не знать, сколько там градусов мороза. Когда понимаешь, что на дворе холоднее -40, а на тебе одеты абсолютно все твои теплые вещи, от этого теплее не становится.

Конечно, стоило бы отдельно написать про красоты природы, но слова не передадут того, что видели глаза, и описание получится банальным. Я буду скучать по этому кристально чистому снегу и невероятных снежных шапках на деревьях и кустах.

Жалко, что не встретили никакого дикого зверя — следов местами было столько, что казалось, зайцы вместе с лосями следят за нами из-за сугробов и деревьев, но они умело скрывались от наших глаз.

Лыжный поход. Себяшка

Ещё нам довелось познакомиться с интересной дамой Галиной Николаевной в поселке Николаевка (уж простите за тавтологию). Она держит приют для туристов, и, судя по ее рассказам, ей надо вручить Миссис Туризм России и СНГ всех времен, ибо она в свое время облазила с детьми всю Россию и прилегающие территории. И в итоге выбрала для жизни это место, неподалеку от Иремеля, ибо оно – «самое красивое в мире, а с точки зрения энергетики — совершенно исключительное». Для нас оно тоже стало незабываемым — ночь в приюте + баня + жареная картошка и свежий хлеб… мммм… Конечно, энергетика мощная, о чем же еще мечтать скитальцам! Галина Николаевна рассказала нам кучу легенд про здешние места и горы, а также – как идентифицировать берлогу в зимнем лесу и о повадках медведей. В итоге весь следующий день мы внимательно осматривали сугробы в надежде увидеть признаки берлоги, но никто ничего похожего не обнаружил.

Мы здорово сдружились за 8 дней, как это происходит в походах. Невзгоды только сближали нас, как и вечера в тёплой палатке после очередного дня, когда в печке трещали дровишки, а Алексеич или Алинка что-то пели под гитару.