Ущелье Тавастин. Таджикистан

Спуск до кишлака Лянгар

Кто не наработался вдоволь,
тот не приготовил нерв,
чтобы чувствовать полноту веселья.

Утром после перевала мы не спеша собрались и пошли вниз по долине. На обед остановились в коше – пастух пригласил нас перекусить у него. Поели, потискали его собаку – азиатский волкодав, шикарный белый пёс, ещё щенок, как только нас увидел, радостно завилял хвостом. После обеда двинули дальше. Но хоть и шли хорошим темпом, до Лянгара не дошли. На ночёвку встали в небольшой долине у реки. Там росли берёзы, был родник и хорошие площадки для палаток.

Ночевка. Спуск к кишлаку Лянгар

20.08.2015 День 9

Наутро встали довольно поздно. Влад подарил речке маленький котелок – подарков, кажется, уже более чем достаточно. Около обеда мы подошли к заправке, где оставляли заброску. Позвонили сыну местного пастуха, который встретился нам утром и сказал, что мы сможем у него остановиться. Чувак назвал ценник 100 баксов за ночь, мы, конечно, отказались – для здешних мест это очень дохрена, наглость неслыханная. В итоге мужик с заправки пригласил нас к себе. Накормил (между прочим, разделив с нами еду, которой ему здесь питаться ещё несколько дней), выделил нам пустую комнату для ночёвки, позвонил другу, который свозил нас на машине в соседний кишлак (Мадрушкент), до магазинов, а меня и Нэлю позже отвёз к себе домой, где мы смогли помыться в бане. Ибо в мусульманском кишлаке женщине купаться в речке – нечто немыслимое. Некоторые магазины не работали, и он там же договаривался с местными, чтобы их открыли специально для нас!

Заправка кишлака Лянгар

Его зовут Мирзо, так же, как чувака в Сабахе, который разместил нас у себя дома и забрасывал на машине из Худжанда. Он же на следующий день повезёт нас в горы, в ущелье Тавастин – Серёга уже с ним обо всём договорился. У Мирзо неплохой дом с красивой верандой и большая семья – три сына и одна дочь. У старшего недавно родился сын. Старший рассказал нам, что не так давно ездил на заработки в Россию, жил в Екатеринбурге, работал водителем маршрутки. Говорит, работодатель обманывал. А я сидела, смотрела на очень щедрый ужин, который они для нас накрыли, на то, как гостеприимно, по-доброму нас принимали – и ведь без всякой корысти, просто потому что гостеприимство у этих людей в крови – видя и то, что в высокогорных кишлаках люди живут явно не богато и не праздно, и вся семья ежедневно впахивает, чтобы в доме было всё необходимое – и стало как-то стыдно за Россию, где многие с презрением относятся к гастарбайтерам – хотя эти люди не делают ничего плохого. Они просто приезжают, чтобы честно заработать какие-то деньги и отправить их своей семье. И все очень по-доброму принимают кучку ненормальных путешественников из России, которые, таская на себе тяжеленные рюкзаки, ползают туда-сюда по их родным горам.

Заброска в ущелье Тавастин

Когда Мирзо привёз нас обратно на заправку, в комнате были только Юра и Алексей. Алексей сидел посреди комнаты и резал капусту. Очевидно, мужики взялись варить борщ. В соседнем недостроенном помещении, похожем на свалку, нашла Влада с Вовкой. У них на костре стоит чугунная кастрюля, процесс идёт полным ходом. Влад сказал, что никогда раньше не варил борщ в мусорной яме. Ну что, я тоже, но надо же когда-то начинать… Совместными усилиями доварили, поужинали, получилось вкусно, но не очень похоже на борщ))).

В Мадрушкенте нам удалось купить 2 кухонных ножа, трёхлитровый чайник (он заменит потерянный котелок), батарейки, перчатки и ещё разное нужное барахло.

Ущелье Тавастин. Юра спит

Ущелье Тавастин

Сегодня утром Мирзо забросил нас в ущелье Тавастин. Немножко прошли пешком, и в полдень встали на полуднёвку – в полной света и зелени долине, по которой, слегка извиваясь, текла река. Здесь офигенный вид на хребет с несколькими перевалами 3Б (в том числе «Уфимских Моторостроителей», на который ребята изначально собирались идти). Крутые склоны хребта, утыканные выпуклыми скалами и залепленные пятнами снега, висячими ледниками и снежниками, грозные и в то же время чертовски красивые. А нам – не туда. Нам левее, на перевал Голируд 1А, и затем – на Студёный 3А. Солнце жарит. Все помылись и постирались в бурной реке, вкусно покушали макарон с сыром и разбрелись по поляне, кто – валяться и ничего не делать, а кто – валяться и что-то делать. Алексей бреется. Наиля спит под кустом, Юра спит рядом с кустом. Вовка сидит с ремнабором, мастерит крышку для чайника, Влад ходит всех фоткает, Шведова не видать. Скорее всего, опять ушёл куда-то на разведку.

Ущелье Тавастин. Ужин
  1. Горная пятёрка, Такали. Начало
  2. Горный поход 5 к.с., ущелье Сабах
  3. Ледовые занятия. Ледник Сабах
  4. Связка перевалов. Сабах и Мадрушкент
  5. Перевал Ланцберга. Такали
  6. Ущелье Тавастин. Таджикистан
  7. Перевал Голируд. Горный поход 5 к.с.