Горная пятёрка, Такали. Начало

размещено в: туризм | 3
Горная пятёрка. Группа на перевале Ланцберга (3А)

В горах нет ни честности, ни коварства.
Они просто опасны.
Райнхольд Месснер

Решение ехать в пятёрку было принято ещё в начале мая, но очень спонтанно. Очень много времени провела, читая отчёты разных групп, ходивших по району Такали, пытаясь понять, что нас там ждёт и морально подготовиться. Тем не менее, все обстоятельства во время подготовки к поездке складывались очень гладко – так что, интуиция подсказывала, что всё будет хорошо.

Конечно, расстроило то, что Роза Циль (которая сначала заявлялась как руководитель и курировала подготовку к походу) в итоге прямо перед вылетом заболела мышиной лихорадкой и, увы, не смогла поехать. Второпях переделали маршрутку, руководителем сделали Сергея Шведова из Москвы. Также активное участие в подготовке принял Вячеслав Киселёв, муж Розы – он много ходил по этому району ранее и дал нам очень много ценной информации.

Худжанд. Кафе "Кувшин"
Худжанд. Кафе «Кувшин»

7-го августа я, Вовка и Шведов приехали в Худжанд. Первым, с кем я познакомилась, был Серёга – он будет главным. На вид – спокойный, добрый дядя, конечно же с юмором, конечно же, как и у всех, кто долго в туризме, у него есть какое-то свойственное туристам и романтикам горных троп обаяние, и – не знаю, как это описать, но в общении с ним мне всегда казалось, что это – мудрый чувак, что ему можно доверять, тем более – если он доверяет лично мне настолько, что, не зная меня совсем, взял участником в горную пятёрку.

Таджикистан. Дневка в долине реки Падаск

Днём позже к нам присоединился Влад. Тот факт, что он живёт в Германии, приклеил к нему кличку «Немец», а позже – «Шулер», «Бергшрундфюрер» и прочий бред, но во всём остальном – никакой он, конечно, не немец! До 25 лет жил в Украине, потом переехал, но остался – не знаю, хохлом, или русским, а может евреем (они были у него в роду), но точно не немцем. Влад прикольный. С ним весело, всегда! И простой. Как-то, пообщавшись с ним всего пару дней, ещё когда мы жили в гостинице в Худжанде и готовились к походу, уже тогда я понимала, что с ним мы поладим, что он станет мне хорошим другом. Он почти сразу прилепил ко мне имя Маня, которое так и закрепилось на весь поход. Как он так догадался, что мне нравится, когда меня зовут Маней? 😀

Горная пятёрка. Работа завхоза

В Европе он водит людей в горы, а также работает гидом по каньонингу и горным лыжам. Очевидно, техническая работа будет в основном на нём. Помимо этого, он ещё и завхоз. Как только приехал – сел за раскладки и списки продуктов. А мы начали по его указанию (с ним и без него) бегать по магазинам и рынкам, собирая в номер гостиницы десятки пакетов с продуктами и прочей необходимой фигнёй.

Наиля. Кишлак Сабах

Ещё через день Шведов встретил в аэропорту и привёз в гостиницу Наилю, или Нэлю. Она на первый взгляд показалась мне очень весёлой, громкой, и очень радостной от того, что приехала. Ей, кажется, 43, но ведёт себя как девочка. Она уже была раньше в походе с Серёгой и Владом, и неоднократно – с Розой, у них много совместных воспоминаний.

Горная пятёрка. Привал

Потом прошло ещё пара дней – и прилетели наши со-участники из Донецкой народной республики. Алексей – председатель МКК Донецка, серьёзный дядя, лет 63-64. Очень опытный и, должно быть, очень умный. Он в походе будет зав.снарягой. В первый же день собрал в кучу всё общественное снаряжение, объяснил нам, какие мы дебилы, что даём ему снарягу, не прилагая к ней список с её точным весом. Придётся ему всё делать самому… В принципе, уже тогда было понятно, что с Алексеем я, наверное, не очень подружусь. С ним приехал Юра – ровесник Вовки, но по сравнению с ним ведёт себя как мальчик… Вроде хороший, добродушный парень, он – ученик Алексея, всегда ходит с ним. Сам не так давно переехал из Донецка в Ростов. Дома он работает преподом в вузе. Между прочим, зав.кафедрой. В горах мы будем звать его Доцентом).

Таджикистан, Такали. Заброска до кишлака Сабах

И вот такой компанией, всемером, позавчера мы приехали в горы – кишлак Сабах, где начинается маршрут. Вчера относили заброски. Наиля с Юрой – в кишлак Валиганд, я и Вовка – в ущелье реки Падаск. Заброску относить мне понравилось – доезжаешь на машине до другого кишлака, берёшь рюкзак — и топаешь… Смотришь по сторонам, красота! Река с рёвом несёт свои мутные воды в скалистом каньоне, и довольно хорошая тропа бежит по склону вдоль арыка, вырытого для того, чтобы вода с ледников стекала к кишлаку для орошения полей. Километров через пять от кишлака горные громады немного расступились и образовали долину – живописное место, где растут берёзы, смородина, облепиха и стоит красивый довольно старый кош – то ли заброшенный, то ли просто на время оставленный. Сюда недели через две, пройдя перевал Студёный, мы, замученные холодом и тяжёлой работой, спустимся на днёвку, а пока – закинули мешок с продуктами на днёвку и несколько дней вперёд. Вовка отнёс мешок под скальный жандарм, закидал булыжниками. А потом, умываясь в реке, утопил там очки. Вот так, ещё до выхода на маршрут, молодец!

Горная пятёрка. Начало

12.08.2015

Сегодня мы отправились в путь от кишлака Сабах. Пройти надо было около 12-ти км по тропе. Шли по просторному ущелью, залитому солнцем и зеленью кустарников и арчи.

Горная пятёрка. Переход по долине Сабах

Где-то на полпути наткнулись на пограничников. Мы шли в 2,5 км от границы с Киргизией – приграничная зона, оказывается, мы должны были заранее зарегистрироваться в погран. заставе, чтобы законно здесь ходить. Об этом мало кто знает, потому как погранцы в этих местах ходят крайне редко. Собственно, и эти двое (как выяснилось позже) там просто ходили охотиться. Даже корочек никаких у них с собой не было. А может, их у них и не существует. И хоть сначала довольно нагло говорили нам, что сейчас развернут нас обратно, когда мы тоже понаглее начали им отвечать, слегка приутихли. После долгих переговоров с привлечением нашего сопровождающего (сын Мирзо), со звонком их начальству по спутниковому телефону, отпустили. Только взяли с нас листочек со списком участников нашей команды – «зарегистрировали».

В долине Мирзо попрощался с нами и ушёл обратно в Сабах, а мы занялись лагерем и ужином. Место ночёвки – классное, широкая долина, где есть дрова, тепло, спокойная речка разбегается на множество ручьёв. Поздно вечером, после ужина, выключили фонари и долго пялились на звёзды. Их, конечно, очень много, и они все рядом. Завораживает.

Горная пятёрка. Бивуак в долине Сабах
  1. Горная пятёрка, Такали. Начало
  2. Горный поход 5 к.с., ущелье Сабах

3 ответов

1. Интереснейшая история, увлекательные фотографии. Появилось желание побывать там.