Спуск с Эльбруса. Это что за хрень, думаю я матом…

Автор: Суетина Мария

Спуск с Эльбруса. На седловину

Если человек не верит в удачу,
у него небогатый жизненный опыт.

Спуск с Эльбруса вышел сложнее подъема. Спустились к перилам – оттуда направо путь, которым мы пришли, налево – идет тропа, вроде неплохая и проще, чем тот спуск. А под перилами мы оставили рюкзак. Решили, что Вовка спустится старым путем и заберет маленький рюкзак, а мы с Лехой по этой тропе, через редфоксовскую будку, забираем там все вещи и встречаемся с ним у выхода на Косую полку. Пошли вниз – и тропа очень быстро закончилась. Без тропы идти там жутковато – хрен его знает, трещины могут быть… Те трупы на склоне как раз примерно под этим местом были – не хотелось к ним присоединиться. Дали кругаля, в итоге пришли на ту тропу, по которой поднимались. Опять по склону, только не по полке, а ниже, без тропы. Уже почти не страшно 🙂

Внизу догнали Вовку, сидим отдыхаем. Они предложили мне остаться с маленьким рюкзаком внизу, а сами сгоняют до будки, заберут вещи, и встречаемся на выходе с седловины. Я согласилась – резко начала сильно трещать голова…

Спуск с Эльбруса. Все тоько начинается…

Время – час дня. Вовка сказал, что до бочек можно спуститься за два с половиной часа. Наверное, можно, 🙂  но у нас все вышло иначе.  Парни ушли, я спустилась к тропе, сняла рюкзак, легла на спину. Башка трещит, знобит не по-детски… Хотя лежу в теплой одежде, светит солнце, не холодно. Понимаю, что у меня с собой таблеток нет. В кармане штанов нашла витамины. Ну, думаю, хуже точно не будет, выпью. Помню, мама говорила, что их нужно запивать полным стаканом воды. Хорошо, мам, как скажешь, проглотила витамины и заела их тремя комками снега 😀 Потом, кажется, я ненадолго даже заснула. Парней не было долго, я уже подумывала двинуть к ним, но сил не было. Потом увидела Лёху – метрах в 30 от меня – забирал лыжи от одной из палаток. Кричит мне «Машка, дай нож!» Не вопрос, встаю, иду к нему, прохожу шагов 10 – и просто сдыхаю!… Это что за хрень, думаю я матом… Я же целый час провалялась! Но сил не было…

Дошла до него – он говорит, еле дошли, каждые 10-20 шагов просто падали на землю и отдыхали по несколько минут. Я, говорит, часть пути на четвереньках полз с ледорубом! Вовке еще тяжелее, постоянно останавливается отдышаться. Мы пришли к выводу, что надо срочно рвать когти и как можно быстрее спуститься как можно ниже – там должно стать полегче. Вышли. Мне тяжело, но вижу, что парням намного тяжелее – через каждые несколько десятков шагов падают на землю, задыхаясь… Сказали мне идти вперед, но я не видела в этом никакого смысла, старалась идти, хотя бы держа их в поле зрения. Договорились с Лёхой, что, когда закончится Косая полка, остановимся попить чаю и перекусить. Мы ведь сегодня не ели и перекусывали всего один раз! А пашем с 3 часов ночи..! По полке я шла, уже совершенно не боясь упасть. Вообще казалось не страшно. Понятно, что опасно, но было по барабану)) То ли не было сил на такие эмоции, то ли после того, что я пережила за этот день, это казалось уже детским садом.

По пути обогнала Рому – чувак на днях приехал, жил у Сергия и тоже ходил сегодня на Гору. Правда не поднялся.

Спуск с Эльбруса. Отдых

Спустилась к началу косой полки. Ребят вижу. Идут, останавливаются, снова идут. Молодцы, думаю, давайте, еще немного. Я стала чувствовать себя более-менее сносно – головная боль стала выносимой, не знобило, осталась слабость, но вниз идти могу. Понимаю, что дальше уже безопасно. Достала телефон, отписалась домой. Жду ребят. Наверное, около получаса ждала Лёху. Подмёрзла, но несильно. Солнце было еще высоко, грело. Прошёл Рома. Видно, что ему тяжко, плохо идёт.

Дошёл Лёха, попили чаю с шоколадками. На носу у него две белые полосы – крем от загара. Говорит, жутко горел на солнце нос, он пытался выдавить крем из тюбика, но тот замерз. И он пытался хоть немного отогреть его, чтобы размазать по носу. Судя по его виду, не получилось)) Говорит, легче не стало ничуть. Предложила разгрузить его – отказался. Я еще минут 15 ждала Вовку. Когда пришел, дала ему чаю, выпил таблетки. Предложила разгрузить его – отказался. Говорит, иди спускайся вниз до Бочек. Ну да, конечно, вы тут оба умираете, рюкзаки мне не отдаете, а я такая спустилась до Бочек и жди вас там!

В общем, я потихоньку пошла. В скором времени догнала Лёшку, шла с ним. Поначалу Вовку было видно, потом не видно очень долгое время. Хотя склон там просматривается очень хорошо… Вот чё там с ним? Лежит, сидит, подыхает?? И чем помочь?? Ничем. Ни-чем… Лёха сказал, не переживай, он сильный чувак, дойдёт. Дошли примерно до скал Пастухова. Лёха идёт хорошо. Сказал, что хочет дойти до Приюта, перекусить там, взять термос с чаем и двинуть за Вовкой. Я подумала, окей, ускорюсь, приду на Приют пораньше, вскипячу пока воды, зафигачу термос. Лёха поддержал. Договорились, что если на Приюте никого не будет, пойду к Сергию. Вовку так и не видно.

Спуск с Эльбруса. Вид с Косой полки

Спускаюсь дальше одна. Солнце садится, время – около пяти. Вижу, как в ущелье опускается густой туман. Через какое-то время я сама уже в тумане. Видимость – метров пять. Блин, думаю, как бы мне мимо Приюта не пролететь. Периодически доставала телефон, смотрела высоту. Начали болеть колени, накрыла усталость. Хорошо хоть, я сегодня колени замотала бинтами – иначе сдохла бы намного раньше! Я сильно замедлилась, часто останавливалась отдохнуть. Думала, что Лёха должен бы меня догнать, но ему, очевидно, тоже стало хуже. Иду и не могу придумать, чё делать. Сделать чаю в Приюте и бежать к ним навстречу?.. Но я не найду в себе сил идти вверх. Шла и молилась, чтобы им стало легче. Постоянно оглядывалась. В какой-то момент увидела два силуэта – высоко, намного выше, чем где должен быть Лёха. Господи, думаю, хоть бы это был Вовка с Ромой. Хоть бы он там шёл. Несколько раз мне потом казалось, что кто-то идёт в тумане, один раз – что что-то катится. Долго вглядывалась, и вскоре понимала, что это глюки.

Мне кажется, прошла целая вечность, пока я дошла до Приюта. Подошла к вагончикам – везде закрыто, пусто, значит, мужики спустились вниз. Пошла до Сергия – аналогично, везде темно и пусто. Вернулась к тропе. Чё делать? Твердо решила, что до Бочек одна не пойду: Лёха будет искать меня здесь. Решила подождать минут 15 и пойти вверх, им навстречу. А на часах – 6 вечера, и уже довольно темно. Кстати, позже я узнала, что в маленьком рюкзачке, который я несла, были их фонари! Знала бы тогда, ползла бы к ним вверх по склону! И тут я увидела силуэт, спускавшийся от жилища Сергия ко мне. Подошла к нему – это Сергий, слава богам!! Рассказала ему вкратце суть проблемы, попросила содействия в приготовлении термоса чая. Он, конечно, сказал, что поможет, пошли к нему. Перед тем как идти снова вглядываюсь наверх – и вижу один силуэт, довольно отчетливо. Нет, это не глюк, искренне надеюсь, что это Лёха. Просидев сколько-то времени у Сергия, выхожу на улицу. Вижу человека, идущего от дороги к Приюту. Ору ему. Видно плохо, но вроде он продолжает идти к Приюту, не слышит. Включаю фонарь, иду к нему. Как потом рассказал Лёха, он там орал, стучал во все двери, понимал, что не перекусив и не отдохнув, до Бочек не дойдёт. Еще и без фонаря. Думал, что я спустилась вниз.

Так вот, иду к нему. Когда до него осталось метра три, увидела лыжи, торчащие вверх от рюкзака. Значит, Лёха! Ура!! Пошли с ним к Сергию. Он сказал мне про фонари. Подтвердил, что Вова идёт вместе с Ромой, но идут далеко. Смотрим наверх – видим маленькую светящуюся точку. Отлично, значит фонарь у них есть!  У Сергия пили чай, кипяток, снова чай. Лёха рассказал как спускался.

Как порывался выкинуть колбасу и лыжи. Как шел спиной и боком, потому что отбил пальцы на спуске. Сейчас это смешно. Там было жутко. Просидели час – его колбасит, трясёт не по-детски.

Спуск с Эльбруса. Финиш…

По-прежнему было тревожно за Вовку. Сергий рассказал, что днем к нему заходил наш Евген, по пути вниз. Сказал, что он вместе с парнями с Приюта свалил вниз. Пошла до туалета, вышла выглянуть на тропу – вижу – пришли, поднимаются уже сюда!! Слава богам!  Снова попили чаю, каких-то пакетиков от простуды, теперь череда историй от старшенького – как ехал на жопе сверху почти до скал Пастухова, потому что нога совсем отказала, как чинили с Ромой единственный в наличии фонарь, как чуть не ушел к Бочкам мимо нас… Смотреть на них тяжело, но, по крайней мере, мы все вместе, и идти осталось недолго. Это радовало. Сергий накормил нас, и мы двинули вниз. На часах около восьми.

Дошли нормально, почти без остановок. Попили чаю и легли спать. Мы молодцы, несмотря ни на что, было очень радостно, что мы это сделали! Леха сказал «ну ты, Мах, самая крутая девчонка, из всех, кого я знаю!»… Я склонна думать, что мне было легче, потому что я целый час валялась отдыхала, пока они ползали за рюкзаками.

Уже спустившись вниз, мы поняли, что, пожалуй, совершили стратегическую ошибку, когда, почувствовав, что подыхаем, ломанулись вниз… Мы были уверены, что прибило нас из-за высоты, и что пониже начнет отпускать. Но, наверное, дело было скорее в сильнейшем обезвоживании и усталости. Лучше было подольше отдохнуть, попить чаю, перекусить. Хотя… Сейчас уже какая разница 🙂

Только по возвращении Вовка рассказал мне, что две вершины подряд – так называемый Траверс Эльбруса, или «Тэшку» очень редко кто ходит. Потому что для этого нужно ооочень много сил и здоровья, и дури в голове. Ну да, блин, это мы ощутили!

Спуск с Эльбруса. Пора вниз

Крайние дни

31.10.2014
Встали утром, позавтракали, собрали вещи и погнали вниз, на канатке. Евгений нас встретил, довез до дома. Сделал парням необходимые записи в альпкнижках, попрощался и свалил. И вот мы снова в квартирке в Нейтрино, помылись, поели. Решили завтра сгонять на Чегет – высота 3700, категория 1Б или 2А. По идее, нам лучше было сходить на него до Эльбруса, а на Эльбрус идти сегодня – завтра. Но погода распорядилась иначе. Ну и ладно, мы всё равно красавцы!!!

02.11.2014
По возвращении у нас было ещё два дня в горах и большое желание лупануть ещё какую-нить вершинку – они же тут торчат из всех окон нашей квартирки, манят к себе… 🙂 Но погода стала портиться все сильнее. Вчера ломанулись в лоб на гору, которую видно с нашего балкона – пики МНР, до вершин нам добраться не светило, да мы и не планировали. Дошли до границы леса – где начинался ледник. Хорошо прогулялись 🙂 После подыхания на леднике на пятитысячниках очень даже приятно побродить на небольшой высоте (1700- 500) по теплому лесу, подышать кислородом; неспеша, не напрягаясь, не боясь убиться или замерзнуть. 🙂

Сегодня снова хотели пойти на Чегет, но погода – совсем дрянь: туманище, снег идет, ветер. Трудно представить, какая жесть сейчас на вершине. В итоге доехали до Терскола, зашли в МЧС поставить парням печати в альп.книжки и свалили домой. Леха пожарил блины! 😀 Потом решили гнать в Нальчик, собрались и уехали из Нейтрино.

Прогулка в горы

Очередное приключение закончилось. Алексеич может выдохнуть – вернулась я живой! 🙂 Парни могут выдохнуть – вернули меня живой 🙂 Более того – ни единого синяка, ни царапины, я – на удивление – вообще ни разу нигде не упала, ничего не отморозила, не замерзла и не простыла. Не умирала от горняшки. Не опухли ноги по возвращении.

Больше всего поражает, насколько нам повезло с погодой. Не было навалено снега – и нам не приходилось тропить и идти по колено или по пояс в снегу. Не было ветра, открытого льда, и не понадобились ледобуры, обвязки, ни разу не шли в связке. Это здорово сэкономило нам время. Была прекрасная видимость, светило солнце – погоду лучше просто не придумаешь! Спасибо тебе, Гора! Бесконечно благодарна парням, за моральную и физическую поддержку… За то, что взяли с собой, за то, что я всегда ощущала, что с ними – как за каменной стеной, что они не дадут мне подохнуть! 🙂

Эльбрус. Погода испортилась

Поездка получилась офигенной. Конечно, я ни о чём не жалею, и с удовольствием соглашусь на участие в подобном безумии снова. Просто ходить с рюкзаком по лесу уже не интересно. Хочется куда-нибудь повыше, посложнее, побольше хардкора.

Жаль, что всё же это мероприятие получилось чисто альпинистским. Изначально была задумка переть рюкзаки снизу, жить в палатке… Евген нам всё переиграл…! В итоге – живем либо в квартире, либо в домике, просто каждый день налегке куда-то радиально выходим. До Бочек – канатка и ратрак, в день восхождения ехали на ратраке до Скал Пастухова… С другой стороны, если б мы тогда стартанули пешком от Бочек – две вершины точно бы не осилили…

Блины на дорожку

Короче, можно долго рассуждать в условном наклонении, сейчас это уже не важно. Главное – что живы и здоровы. Что достигли намеченной цели. И радости от того, что мы не сдохли, у меня намного больше, чем радости от покорения двух вершин!

1. Эльбрус — гора коварная. Психи и авантюристы
  2. Радости альпинистской жизни. Или не радости… Эльбрус
  3. Эльбрус. Ну здравствуй, горняшка!
  4. Эльбрус. Ты приходишь на гору, а кругом всякая жуть!
  5. Спуск с Эльбруса. Это что за хрень, думаю я матом…