Сары-Айгыр. Поход на Сайрам

размещено в: туризм | 0

Автор: Переседова О.В.

Сары-Айгыр. Привал

Свобода, вольный дух живет в горах,
Увидев красоту вершин, ты забываешь страх,
И тянет вольный дух вперед на вышину,
И хочешь покорить, ты за одной, одну.

Мои записки – никак не отчёт о походе, а лишь личные эмоции, ощущения и переживания. Это даже не ежедневные записи, а лишь описание событий, врезавшихся в память, возможно очень надолго.

В феврале 2015 г. собиралась в лыжный поход на Байкал (Байкал не замёрз), затем в лыжный поход на Полярный Урал (заодно и увидеть «Полярное сияние» — одну из моих ещё не исполненных мечт), уже были собраны рюкзаки, куплены ЖД Билеты Онлайн, но… грипп по очереди настигал участников. Билеты сдали, рюкзак распаковывала «со слезами». Об участии в спортивно–тренировочном походе как– то не задумывалась. Вова уже купил билеты, команда была сформирована, и тут я спросила его: «А я смогу?». Он написал всем участникам похода обо мне, никто не возражал. И вот я тоже – член команды. Я еду! Дорога 4 дня, едем поездом вчетвером – Вова, Катя, я и Сергей. С Сергеем за дорогу сдружились. В Алматы нас уже встречают Юра и Пётр (с ними я уже знакома), последней прибыла Алина. Заилийский Алатау лавиноопасен, МЧС нас не выпускает на маршрут. Едем в Шымкент, на Сайрам – второй вариант этого похода.

Поезд, машина – и мы на месте.

Дорога в лагерь

До места стоянки добрались после полудня. Удобного места было много – это была территория альплагеря. Поставили палатки. Разобрали вещи, поужинали и — спать… На следующий день решили «прогуляться» до озера. Шли по тропе. Тропа же шла то по берегу, то по камням, то через ручей – по брёвнышкам, то по снегу. Ноги шли уверенно, а вот дыхание…! Я дышала как загнанная собака с высунутым языком (темп не мой?). Но, оказывается, всем было не легко. Вова сказал, что это акклиматизация. До озера не дошли. По времени – пора было возвращаться. Никто не возражал. На привале попили чай, и – в обратный путь. За ужином решали, что делать завтра: устроить тренировку (для акклиматизации) или же сразу в гору? Большинством голосов – решили в гору.

Сары-Айгыр

Вова объяснил, что гора – тягун, сложного подъёма нет, но надо долго идти, набирая высоту. Гора называется Сары-Айгыр (рыжий конь). Я спросила Вову – можно ли мне остаться в лагере, ведь я не чувствую сил для такой горы. Он ответил: «Дойдёшь до ущелья, если поймёшь, что нет сил, вернёшься в лагерь». Утром после завтрака вышли на тропу. Тропа вела сразу вверх, мне было тяжело дышать, но я шла и шла, потом я сказала Вове, что, пожалуй, для меня достаточно, и я пойду назад, на что он, конечно же, разозлился, и сказал, что я хочу подвести всю группу, что один человек не может вернуться, что придётся возвращаться всем. И я пошла, приговаривая про себя: «Господи, дай мне силы!». Иногда мне казалось, что я не смогу сделать больше ни одного шага. Я говорила: «Вова, у меня нет сил», а он отвечал: «Есть у тебя силы. Если бы не было, ты бы лежала, а ты идёшь» И я шла дальше. Иногда я останавливалась после каждого шага. Шаг – остановка, 3-4 глубоких вдоха, шаг – остановка, 3-4 глубоких вдоха. Потом снова шли. Впереди всех шла Алина. Она не только шла первой, но и когда останавливалась подождать других, успевала ещё сделать несколько упражнений на «растяжку». Когда все отдыхали на камне, я медленно пошла в гору «своим темпом» и дошла до Алины. Она сказала, что лучше совсем не отдыхать, а просто медленно идти. И я шла. Дыхание стало ровным, я больше не ныла. Вова успокоился.

Сары-Айгыр. Снежный гребень

Дошли до снежного гребня. Тут мы оставили вещи и устроили «фотосессию». Проходил один человек ( как бы одинокий путник), затем – второй (строго по следам) – тоже «одинокий». Я шла за Катей. Да, ещё Вова успел немного припугнуть: «Если меня накроет лавиной, не искать и не тратить время. Документы, билеты и деньги в рюкзаке, идти назад строго по следам». Все переглянулись, но было это сказано всерьёз, или это была шутка, мы не поняли. Дальше шли по снегу, затем надо было обойти скалу по краю. Я уже почти дошла, но на последнем шаге у меня соскользнула нога, я испугалась, вцепилась в скалу руками и не двигалась. Вова ругается: «Ищи ногой опору!». А я не могу, страшно, скользко! Вова схватил меня за руку и просто выдернул меня из-за скалы на твёрдую площадку. До вершины оставалось 200 метров. А вот и вершина Сары-Айгыр. Вскоре Вова снял записку.

Подъем на вершину Сары-Айгыр

Назад идти там, где я поскользнулась, мне было страшно. Пётр предложил лезть по камням, что мы и сделали. А когда «выползли» на снег, идти по следам было легко и просто. Мы подошли к месту, где оставили вещи. Вова накипятил чаю. Мы все перекусили и пошли вниз. Вскоре вышли к снежному кулуару. Спуск предстоял странный «жопслеем». Вова показал, как тормозить ледорубом, скатываясь с горы. Вот и моя очередь. Я уселась, вцепилась в ледоруб и покатила. Скорость набиралась, я пыталась тормозить, пыталась воткнуть ледоруб в снег, но, наверное, только размахивала им. Меня перевернуло несколько раз, пытаясь «зарубиться», я в конце – концов потеряла ледоруб. Бояться было некогда. В ушах звучали Вовины слова: «Переворачивайся на живот и тормози!» я цеплялась за снег ногами и руками. Затормозила… Остановилась… Лицо залеплено снегом, ничего не вижу. Одной рукой чуть протёрла очки. Спуск рядом, до всех ещё далеко. Переползла на дорожку и вновь покатила, впиваясь в снег руками и пятками. «Долетела» до своих. Сижу. Хохот. Вова говорит: «Сфотографируйте её скорее, такие ещё не «прикатывали»». Мне тоже смешно. Тут прикатил Сергей, в руках у него был мой ледоруб. Он рассказывает; «Еду, смотрю – ледоруб торчит. Непорядок! Я его и взял». Так был спасён мой ледоруб.

Спуск с Сары-Айгыр

Потом мы ещё несколько раз скатывались, но снежный путь был не таким длинным, сумасшедшей скорости не набиралось и я больше не «вылетала» с «трассы». А потом пошли пешком по снегу. Тут я отстала. Периодически я проваливалась на полную ногу, и вытащить её самостоятельно не могла. Как ни ругался на меня Вова, из «снежного плена» я не могла вылезти, ему приходилось меня «откапывать». И так было много раз: шаг – провалилась, откопал, 3 – 5 шагов – провалилась – откопал. Вова в бешенстве: «Сама вытягивай ноги, вставай на колени и вытягивай! Почему все могут, а у тебя под снегом капканы расставлены!» Иногда у меня получалось вытащить ногу, Вова восклицал: «Ну, можешь ведь!», но я тут же застревала. Тогда несмотря на его ругань: «Это ещё что? Ну — ка иди нормально!», я просто поползла на попе, никуда не проваливаясь. Я сказала, что меня никто не видит, а так быстрее будет. Вот и закончился этот ужасный участок! По тропе шли довольно быстро. Группа нас ждала на подходе к лагерю. Все были мокрые. Сары-Айгыр — покорён! За ужином я всем раздала «простудокс». Никто не заболел.