Каждый мнит себя орлом, пока не окажется в небе. Восхождение «Крест Эльбруса»

Дата событий: 25 октября — 3 ноября 2014

Эльбрус. Западная вершина, 5.642 м

Нам всегда даётся испытание,
которое нам по силам,
но и которое в то же время
не является лёгкой прогулкой.

Кабардинское поверье гласит: «Ни один смертный не может без вреда для себя проникнуть на вершину этой горы, вершина горы не должна быть попираема ногой человека». В канун Нового Года (2012-2013) гора нас не пустила… С тех пор произошло много всякого, несмотря на то, что в действительности времени утекло не так уж и много. С тех пор про восхождение на Эльбрус периодически задумывался и я, и мои друзья. Но все как-то странным образом отменялось. И даже летом этого года, моим другом (руководителем «Центра Туризма и Альпинизма» г. Стерлитамак, Айдаровым Александром) было запланировано восхождение с севера. И я строил планы, но… тоже не «срослось».

И вот в сентябре, размышляя над своим ежедневником, понял что после похода на Фишт-Оштеновский массив у меня остается довольно много времени до Нового года, а точнее до следующего моего «рывка» из дома — до поездки в альпинистский лагерь «Туюк-Су». И почему бы не порадовать себя на день рождения восхождением? Да и практическая польза — мне для закрытия 2-го разряда по альпинизму необходимо было руководство «двойкой». Старайтесь всегда снимать сливки опыта с любого препятствия на Вашем пути в жизни. И не важно преодолели Вы его или нет, главное не забудьте снять сливки! 😀

Лучше гор могут быть только горы

Это решение (руководство) немного и изменило все мероприятие. Как инструктор по спортивному туризму я мог вести группу в «многодневный поход с элементами 3 к.с.», а вот как альпинист — нет. Необходимо было присутствие другого инструктора. С помощью знакомых был привлечен к участию инструктор Прилепа Е.В. (уд. №1498). Решено. Мой брат даже не задумался — «еду, однозначно». У него был вопрос с зимним снаряжением — взять либо горнолыжный костюм, либо посмотреть зимние костюмы для рыбалки. Благо — сейчас хорошего снаряжения много. Взяты билеты на самолет Москва — Минеральные Воды, оформлены страховки. Найден (а точнее привлечен) еще один участник — Суетина Мария. Почему именно она? Мы в этом году вместе были в «четверке» в Фанских горах. И в том, что она дойдет до вершины я был уверен. Желающих пойти в поход было много — однако сразу решили больше никого не брать. Только «проверенные» люди… 🙂

Наша команда. Крест Эльбруса

Отчет опять получается в «один лист», как всегда — нехватка времени. Когда стараешься «всё-всё-всё» успеть — времени на «рассказать» не остается. А год, как обычно, насыщенный получился — два альплагеря, шесть категорийных походов (из них четыре руководства), прыжки с парашютом, прыжки на веревках…

Акклиматизационный выход. Не везде есть снег...
Акклиматизационный выход. Не везде есть снег…

Так вот, отвлекся… В Минеральных Водах погода нас не обрадовала: снег стеной, небо серое. В Нальчике — тоже самое. Благо, есть квартира — там отдохнули, перепаковали рюкзаки. Душ, кофе… И только на следующий день — в Нейтрино. Тут будет наша база. Расположились, встретились с инструктором. На следующий день — прогулялись до станции «Мир». А вот вечером, глядя на графики ожидаемой погоды — поняли что надо торопиться. С 31-го октября погода обещала быть «ну очень плохой». И на следующий день мы уже переселились на Бочки. Точнее — в гостиницу «Гарабаши». В этот день — прогулка до «Приюта-11».

Восхождение на Эльбрус. Сергий и Алексей

29-е октября. Прогулка до скал Пастухова, ледовые занятия, вкручивание-выкручивание ледобуров. На удивление «горняшка» никого не бьет. Познакомились с Сергием — монах-отшельник живет в будке МЧС, молится — восхождениями на Эльбрус. Хочет сделать Эльбрус святой горой для россиян — как гора Фудзияма для японцев.

Хижина "RedFox". Седловина Эльбруса
Хижина «RedFox». Седловина Эльбруса

Крест Эльбруса. Легка беда — начало…

30-е октября. Ранний подъем и сборы. Ночью, говорят, все спали не очень хорошо… Не знаю, я отрубился сразу как голова коснулась подушки. Само восхождение мне трудно описать — не настолько я владею языком, чтобы от монотонной многочасовой хотьбы описанной мной у вас закружилась голова. Красиво. Эльбрус прекрасен, весь Кавказский хребет что открывается постепенно — завораживает. Солнце показалось из-за горзонта когда мы уже подходили к Седловине (перевал Седло Эльбруса, 5.370, 2А). Несколько глотков чая в хижине RedFox, и выдвигаемся на Восточную вершину. Еще холодно, практически весь подъем — в тени. И вот, в 8-00 мы уже на вершине. Фотографии, радостные вопли… Быстрый спуск до хижины. И вроде бы не так уж все и сложно, но усталость есть.

Мотоцикл. Восточная вершина Эльбруса

Восхождение на две вершины — в моих самых идеальных планах. Погода — благоволит, настроение — отличное. Так тому и быть — идем на Западную… Наш инструктор не уверен в наших силах — и дает нам указание «если за два часа не перевалите во-о-он тот гребешок, возвращайтесь. Зачем мучать скотинку?» Забегая вперед скажу, что за 1 час 45 минут мы дошли от хижины до вершины. Опять радость, овации 🙂 Мы сделали это! «Крест Эльбруса». Пусть некоторые говорят, что полноценный крест — это придти с севера и уйти на юг. Или наоборот. Мы всё равно сделали это — две вершины! Лучшего подарка на свое 35-ти летие я не мог придумать. Теперь вниз…

Подъем на Западную вершину Эльбруса

Крест Эльбруса. Не все коту пирог…

А вот дорога вниз нам показала, что не все так легко и просто. Усталость накатилась на Седловине (а надо было дойти до хижины и забрать там оставленные вещи). Эти 400-500 метров мы шли полчаса, останавливаясь через каждые пять минут. Практически падали на снег. Косая полка — остановки через каждые 25-30 метров. Странно, что усталость как таковая не чувствовалась. Двух-трех минут хватало чтобы чувствовать себя замечательно. Но через два десятка метров — снова были без сил. Уже сейчас анализируя, думаю что дело было просто в нехватке кислорода в крови — отдышался, прошелся, «сжег» кислород в крови — набирай опять. Спуск к скалам Пастухова — разделились. Вперед отправил Машу и Алексея. У меня же разболелась «железная» нога. Выпил таблетки, стал ждать результата… А чтобы не сильно отставать — спускался «жоп-слеем». Скорость набиралась большая, зарубался с трудом. И уехал сильно в сторону. Глядя на трек в GoogleEarth — вижу, что скорость была до 114 км/ч! Сейчас бы я на такое не решился.

Восхождение на Эльбрус. Крест Эльбруса

Чуть позже я догнал еще одного восходителя. К сожалению, он не поднялся. Мы уже пересекались с ним. У него не было фонаря и сил идти практически не было. Вместе с ним (тут я уже снова одел кошки  и шел пешком), спуск занял еще полтора часа. В итоге, только к 19-00 мы пришли на пункт МЧС. В гостях у Сергия попили чай и отправились к себе. Вечером размышляя вспомнил об одной истории. «Когда в раковину попадает песчинка, то она начинает раздражать и ранить нежное тело моллюска. Моллюск обволакивает её своим телом, и в результате песчинка становится жемчужиной. Когда в жизни случаются неприятности, рассматривайте их как песчинку, попавшую внутрь вашего существования… И постарайтесь создать из испытания жемчужину…»

Отдых. Восхождение на Эльбрус

Этот опыт дал мне понять, что не все в моей подготовке идеально. И как не бегай марафоны и полумарафоны дома, таскай — не таскай тяжелые рюкзаки — дело не только в этом. Есть над чем работать… Полный маршрут — 19 километров занял практически 18 часов. К сожалению, трудно высчитать сколько времени мы потратили «на чай», а сколько времени было именно «работы».

Крест Эльбруса. Такой тяжелый спуск

Маша после похода написала более «страшный» отчет. Не знаю, что ее впечатлило больше — сами горы и восхождение или страшные истории, что нам рассказывали до восхождения (а после этого — увиденные замерзшие тела на склоне Западной вершины).

Непогода

Крест Эльбруса. Крайние дни

И крайние дни — погода действительно начала портиться еще 30-го ночью. Спуск 31-го, вершины Эльбруса — сплошняком затянуты туманом. У нас еще пара выходов по горам в окрестностях, а погода все хуже и хуже. Снег, метель, пурга… Самое идеальное время выпало на 30-е, и мы им воспользовались по-полной!

Можно было бы расказать побольше — про долгие разговоры; про блины, которые пек Алексей; про дальнейшее обсуждение планов; про вершины — которые, иншалла, мы покорим… Но все это не сейчас.

9 ответов

1. Да уж… круто!! При всей любви к горам не верится, что когда-нибудь удастся подготовиться и взобраться на снежную вершину) Остается только наблюдать за теми, кто всё-таки совершает такие подъемы)!

• Надо просто один раз решиться… 🙂

• Сапфира

Сходите на Килиманджаро — звучит экзотично, вершина снежная )) И при том сервисе, который оказывают местные, очень сложно не подняться даже оголтелым новичкам (как я в свое время))).
      Поверьте, на других горах подобного сервиса вы не встретите!
      Стоимость около 1200$ за шесть дней. ПЛюс чаевые гидам и команде (около 300$ с чел)

• не поспоришь — звучит масштабно! ну и возможность по африке побродить)

2. Сапфира

Вова, ты просто молодец! Такой вдохновляющий и эмоционально емкий пост!

3. Ольга

А где можно прочитать отчёт Маши, может быть после этого я оставлю мечту подняться на Эльбрус?

4. Doctor

Классный материал, спасибо узнала нечто новое. Мы путешествовали автостопом с палаткой в тех краях, если захотите, вот наш отчёт о полугодовом путешествии: http://hramputi.ru/volshebnoe-puteshestvie-avtostopom-i-razumnyj-put/ Ехали Через Кабардино-Балкарию и потом на север России через Москву. Ну про Москву особо рассказывать нечего, а если интересно там дальше у меня про север России 🙂