Хамар-Дабан. Зимний поход в горную страну…

размещено в: туризм | 0

Автор: Фил

Хамар-Дабан

Если честно, к походу я подготовился из лап вон плохо. Всё-таки не каждый день выгоняют из дома. Не уверен, что это уважительная причина, но под давлением семейных обстоятельств сбор рюкзака проходил не под тщательную сверку со списком и с весами в лапах, а напоминал ночное случайное ограбление подсобки хозяйственного магазина – я просто скидал в рюкзак то, что должно было понадобиться в походе. При этом сбором рюкзака я занимался исключительно автоматически, без капли присутствия в этом процессе своего сознания.

Мой напарник, Лёша, подсел в поезд позже, при этом на станции появился за несколько секунд до отправления поезда. Я к этому времени настроился на одиночный поход, но Лёша всё-таки исхитрился на поезд сесть. Поход начинался своеобразно и обещал быть ещё своеобразнее. Особенно, когда обнаружилось, что Лёша «забыл» некоторые элементы снаряжения (снеговая лопата и пила, например), взял меньше продуктов (это я не проконтролировал уже), а я потерял навигатор. В поезде Лёша также перешивал крепление на одном из снегоступов.

Итак, Хамар-Дабан.

Стартовый вес рюкзаков – Лёша 22 кг, мой 26 кг. Расчётное количество дней пребывания на маршруте – 7-8 дней. Передвижение – на снегоступах. У Лёши это первый зимний поход.

Хамар-Дабан

День 1.
В Слюдянку приехали ранним утром и расположились в углу вокзала, ожидая, когда за нами приедет машина. Тусили рядом с группой лыжников, отправляющейся на Тункинские Гольцы. Это были туристы ещё той, советской закалки и при их суровом виде даже мои детородные органы стыдливо поджимались. Особенно впечатлял вид огромного рюкзака шириной почти в метр и весом в 50 кг. Наши с Лёшей рюкзаки даже по сравнению с женскими баулами чужой команды выглядели дамскими сумочками. Складывалось впечатление, что эти люди, старше меня по возрасту почти в два раза, способны покорить не только Бурятию, но и Антарктиду, если их сейчас нелёгкая прямо сейчас туда забросит. Они, наверное, даже разницы не почувствуют.

С вокзала мы на Ниве забросились примерно до 6-го брода через р.Слюдянка, что где-то 9,4 км от жд вокзала. Ходку сделали до базы отдыха, там переоделись, а потом вышли на метеостанцию, до которой добрались почти за три часа. Темп взяли большой, на метеостанцию почти приползли около 13.00. Пока обедали, были подвергнуты остракизму по поводу снегоступов и своего измотанного состояния, со стороны работника станции и охотника, который шёл со стороны Утулика. Правда, я им сказал, что мы дошли от базы до станции за 2,5 часа (соврал на 20 минут), чем несколько нас реабилитировал в отношении наших физических способностей. Время действительно хорошее.

Со станции вышли в 14.00 , залезли на серпантин, надели снегоступы, и почапали на зимовьё Кяхта. Всё бы ничего, но по пути трижды пришлось помогать вытаскивать из почти двухметровых сугробов урюхавшийся снегоход. К месту сворота на зимовьё добрались в крайне измотанном состоянии.

Тропы на зимовьё не было. Я был на Кяхте несколько раз, но всё равно нашёл место расположения избушки с трудом. Потом начали топтать на неё тропу – почти сто метров, с набором высоты в тридцать пять. Топтали по целику, без рюкзаков, потом за ними вернулись. Повезло, что на Кяхте были дрова, так как добрались до избушки уже в сумерках.

Весь день погода стояла отличная.

Хамар-Дабан

День 2.
Встал в 6 утра, вышел на улицу. Тихо и звёздно. Разбудил напарника, позавтракали и в 8.00 вышли с Кяхты. Температура на улице меня сильно смутила – всего минус 13 градусов.

К моменту, когда дошли до перевала Чёртовы Ворота, погода резко ухудшилась и начал пробрасывать снег. Оставили рюкзаки перед озером и начали тропить на хребет, направо от перевала по ходу движения. За три раза, возвращаясь за рюкзаками, протропили до наста. Поднялись почти на вершину, но погода испортилась полностью. Снег, ветер, видимость 300-500 метров. Повернули обратно на Кяхту. По пути набрали много дров.

Снега к вечеру выпало в районе зимовья примерно 7 см, ночью был слышен грохот от сходящих лавин. Лёша ремонтировал снегоступы.

День 3.
К утру ударил мороз, минус 21 градус. Снег прекратился, но задул сильный ветер. Видимость ограниченная. Сидим на Кяхте. Лёша принёс много дров, а у меня насморк.

Хамар-Дабан

День 4.
Погода отличная, хоть и мороз за 20. Зато тихо и хорошо. До обеда забрались на гребень и дошли до красивого разлома. Подумав, я решил не идти одной ходкой до Камкинского зимовья. Во-первых, я не ходил этим путём ни разу и не был уверен, что мы успеем засветло добраться до зимовья; во-вторых тем более не знал, где находиться изба, а навигатора у нас не было; в третьих разлом мог понадобиться нам на обратном пути в случае непогоды. В общем, я решил сделать в разломе лагерь.

Расчистили площадку, сложили стену в три кирпича вокруг площадки, а саму площадку углубили и выровняли. Поставили палатку, я сделал углубление под горелку, положил туда камни. Лёша сложил и оборудовал туалет, а также поставил петли на зайца. В общем, отличнейшее место для лагеря.

Хамар-Дабан

День 5.
Встали в 6.30, вышли в 9.00 в сторону Камкинского зимовья. Погода отличная.

Зайцев не было, петли оставили, решив проверить на обратном пути.

Здесь куда больше снега, а постоянный перепад высот изматывает. Лёша идёт куда медленнее чем я, частенько его приходится поджидать. Впрочем, темп вполне нормальный, это я, скорей, спешу. Как териантроп с длительным походным стажем, я имею некоторые преимущества и мне нужно куда меньше времени на восстановление.

На одном из перевалом крепление на снегоступе у напарника вновь отрывается и нас уходит 40 минут на ремонт. Перевал поганый, я сразу называю это место гнилым. Уровень над морем 1800 метров, а две вершины рядом имеют 2000 и 1950 метров. Продувается перевал очень сильно.

Озеро под перевалом Рассоха даётся нам тяжело из-за снега. Сам перевал выглядит неприступным, но я ищу признаки летней тропы и, довольно быстро, нахожу очень лёгкий путь на перевал. Через него мы проходим по седловине начинаем спускаться в долину.

Начинается самое интересное. О зимовье я знаю только то, что оно находится на берегу озера. Начинает темнеть и разобраться, где озеро, где болотина, а где поляна, становиться тяжело.

Оставив рюкзаки, мы идём искать зимовье, обходя озеро и исследуя чахлые кедровые рощицы. За час мы делаем большой круг по долине и уже при свете луны выходим обратно к рюкзакам. Зимовья нет.

Напарник буквально валится с ног от усталости. Я же благополучно «перелинял» в свою «звериную» личность и чувствую себя прекрасно. Где-то в глубине долины есть ещё одно озеро, куда большее, чем это, туда я и троплю. Рюкзак не снимаю, хотя проваливаюсь местами почти по пояс.

Спустившись в очередной распадок, я оставляю Лёшу отдыхать, снимаю рюкзак и иду дальше один, искать избу. Вышел к ней довольно неожиданно и быстро. То ли повезло, то ли чутьё продолжает работать на всю катушку. Зимовье большое, двухуровневое, крепкое, большие запасы дров. Возвращаюсь к напарнику и отправляю его в избу, сам некоторое время отдыхаю и иду следом. В избе много котлов и отличная печка, поэтому накипятили много чая.

Перед сном напарник снова ремонтировал снегоступы.

Хамар-Дабан

День 6.
В 8.30 вышли в стороны пика Босан. В 10.00 погода начала стремительно портиться. По моим прикидкам, в обед она должна была полностью испортиться, что могло причинить нам немалые неприятности из-за довольно опасного зимой траверса на предстоящем маршруте. Вернулись обратно на зимовье.

В 12.30 пошёл снег, поднялся ветер, а видимость снизилась до 500 метров.

Хамар-Дабан

День 7.
Около 6 утра вышел на улицу, смотрел погоду. Плохо. Но, тем не менее, к 7.30 тучи сбежали, ветер утих. Погода установилась. Чутьё говорило мне, что нужно подождать, но рассудок ответил, что нужно идти обратно на Кяхту, что мы и сделали.

На перевале Рассоха я вновь засомневался. Погода казалась весьма неустойчивой, но Лёша предложил рискнуть. В последующие два часа я сам, честно признать, поверил, что до разлома в гребне мы уж точно должны проскочить.

На одной из вершин у Лёши вновь сломалось крепление снегоступа. Как обычно, в новом месте. Почти полчаса ушло на ремонт. После этого мы спустились на тот самый «гнилой» перевал, где он чинил снегоступы на пути сюда. Вот тут-то нас и накрыло.

Погода сменилась столь неожиданно, что мой напарник ничего не заметил и полез на вершину 1950, через которую нам нужно было пройти. Вершину впереди ещё было видно, а вот сзади видимость упала до менее, чем 100 метров. Поднялся ветер.

Ветер быстро усилился до такой степени, что палатку едва смогли поставить. Лёша приволок большие камни для оттяжек, а потом мы начали быстро строить ветрозащитную стену для палатки. Успели защитить наветренную сторону и частично с боков. Высота стены вышла примерно 80 см. Это всё, что мы смогли сделать. Потом нас просто стало сдувать с перевала, а видимость упала до 30 метров. Спрятались в палатке.

Хамар-Дабан. Шторм

День 8.
Шторм не прекращается. Ночью ветер был такой силы, что с наветренной стороны дуги подпирали изнутри рюкзаками. И это при том, что у меня серьёзная палатка.

Вспомнилось, как на пути сюда напарник рассуждал о палатках, говорил, что нужна лёгкая, небольшая и т.п. Типа, зачем нужна юбка, такие дуги и т.д. Ну, вот, сегодня он мне признался, что его представления о палатках полностью изменились. Я же пообещал сам себе, что если палатка выстоит, то вышлю конструктору вкусной настойки.

На улице ледяной ад. Видимости почти нет. Варили один раз на нашей бензиновой горелке. Опасно, конечно, но нам нужна еда — сильно холодно. И вода нужна, причём нужна куда больше, чем еда.

По нужде ходим в пластиковую бутылку.

Хамар-Дабан

День 9.
В 7 утра шторм прекращается, а вскоре появляется солнышко. Мы торопливо завтракаем, собираем лагерь и выходим на гребень в сторону вершины 1950.

Это был жестокий обман. Стоило нам выбраться на гребень, как вновь поднялся сильный ветер. И он всё усиливался. Мы прошли 200 метров по гребню, когда меня в первый раз протащило ветром по насту в сторону обрыва. Возвращаемся обратно.

Пока возвращались, меня снова протащило по насту и едва не сбросило в пропасть. Едва добрались до ветрозащитной стенки и там отдышались. Ветер вновь перешёл в шторм. Хороший вопрос, как поставить палатку?

Палатку едва смогли поставить. После того, как вдели дуги, я лежал сверху на палатке, вцепившись при этом в валун, а Лёша привязывал оттяжки к камням. Потом мы прицепили внутреннюю палатку, забросили туда рюкзаки, затем обложили юбку снегоступами и закопали снегом. В палатку залезли полуобмороженные и вымотанные. При минус 20 ветер такой силы высасывал всё тепло.

Ситуация была удручающей. Мы болтались на краю обрыва в добрых 400 метров и уйти отсюда не могли. Надолго ли такая погода? Неизвестно. При этом, если еду мы ещё могли как-то сэкономить и растянуть, то вставал вопрос с топливом. Бензина оставалось на два дня.

К ночи ветер подутих и появилась возможность выйти наружу. Лёша порыскал в округе и собрал хвороста, а потом сложил из снежных кирпичей укрытие для костра и оборудовал очаг. Я относился к затее с сомнением, но вышло отлично. Укрытие позволяло пользоваться костром и прятать от ветра одного человека. Для доступа воздуха с наветренной стороны сделали в стене отверстие и всё прекрасно заработало. Накипятили воду в термоса, а также натопили снега на завтра. Дров на пару дней нам хватит без проблем, итого четыре дня тут жить можно было. После заката ветер стал ещё тише и напарник, взяв палку, пошёл на охоту на куропатку, кряхтение которой мы периодически слышали в эти дни. К сожалению, куропатка найдена не была.

Хамар-Дабан

День 10.

Ветер ночью стих полностью и мы в 9.00 вышли на Кяхту. Чтобы пройти вершину 1950 нам понадобилось всего 40 минут. В хорошую погоду мы просто не испытали никаких трудностей. На Кяхте были через пять часов, по пути сняв петли на зайца. Там нас поджидал сюрприз – дров не было, не считая нескольких сырых поленьев.

Я сильно ругался по этом поводу, так как, когда мы уходили, дров было в избытке. А теперь ничего. Всё сожгли, заразы.

Печку топил мусором, готовили на горелке. Лёша, отдохнув, принёс вязанку дров.

Устроили праздник желудка – на зимовье нашли макароны и кое-что ещё по мелочи. Я сварил отличный кулеш.

Хамар-Дабан

День 11.
На завтрак ушли последние сэкономленные продукты. Погода отличная, поэтому на Слюдянку пошли с радостью в душе. К тому же путь в основном шёл вниз. За семь часов, вместе с перекусом, прошли 22 км до жд вокзала, сбросив при этом километр высоты.

В целом, поход удался. Много наблюдений, заметок и задумок. А значит, будут и новые статьи. Муррр… 🙂