Гляжу я на горы, и горы глядят на меня — и долго глядим мы, друг другу не надоедая…

размещено в: туризм | 4

Автор: Суетина Мария

Озеро Большое Алло, Фанские горы

И тогда я вдруг понял, что горы одновременно труднее
и проще нашего такого запутанного мира,
где есть место обману и предательству.
Где обещают невозможное, но не делают даже
самых простых вещей. Вершина горы и путь к ней —
это способ сбросить груз житейских забот и стать
на толику ближе к далёким и равнодушным звёздам.

Не хотелось бы вести дневник и описывать каждый походный день… Просто записывать некоторые мысли и впечатления.

Наступил четвертый день в горах. Горы – просто супер! Очень компактные, все очень близко. Прошел минут 15-20 – и у тебя перед глазами уже совсем новый вид, новые вершины, ущелья, реки или озера. Всё нереально красиво. Озера с чистейшей водой зеленого цвета, как на открытках. Реки с водопадиками, ледники на вершинах. А в местах пониже, куда мы спускаемся ночевать, – ложишься на землю – и видишь кольцо гор, смыкающихся над тобой. Если прибавить к этому зрелищу луну и звезды, шум реки, Алексеича, поющего под гитару, и всех нас, сидящих кругом – внутри все замирает, и ты пытаешься каждым органом чувств ощутить каждый миг, запомнить его, сохранить в себе… Потом осознаешь, что впереди еще одиннадцать дней таких мгновений, и каждое из них будет не менее прекрасным и незабываемым. И понимаешь – вот оно, счастье. Простое и человеческое.

Обсуждение маршрута, перевал ВАА. Фанские горы

Пару слов о людях. Помимо меня их шесть. Всегда комфортно находиться в кругу людей, которых ты уже неплохо знаешь. И сейчас четверо из них мне хорошо знакомы: Катька, Аленка, Макс и Алексеич. Ребята стали на 2 года старше, но, по-моему, совсем не изменились. Они хорошие. Алексеич тоже. Тоже хороший и тоже не изменился. И прибавилось еще два новых знакомых.

Сначала я познакомилась с Виталиком и порадовалась, что в группе есть мой ровесник, с которым есть о чем поговорить и есть о чем поржать. В Душанбе к нам присоединился Володя. Или, точнее, мы присоединились к нему. Он уже много лет путешествует, рассказывает кучу историй о своих приключениях, да и сам по себе он личность незаурядная и интересная. Вчера забрал у нас всех остатки общественных вещей, чтобы мы быстрее шли – такое ощущение, что он может тащить на себе вообще неограниченный вес. В общем, я думаю, в этом походе он еще не раз нас удивит.)) Эти дни мы тусовались на высоте 1900-3800 м. Снега нет, периодически встречаются вершины, покрытые ледниками, но до них мы еще не добрались. За сегодня – завтра планируем набрать 2700 м высоты – впереди Чимтарга – перевал высотой 4700. Ночуем в тепле, почти всегда с костром. Солнце встает рано – светло уже в 5. Тьфу-тьфу-тьфу, ни разу не было дождя. Часто встречаются островки цивилизации – в горах чайханы, которые работают специально на туристов. Много туристов, причем довольно часто видим европейцев – попадались французы, испанцы.

***

Ярким воспоминанием осталась ночь с 7 на 8 августа. 7-го у нас был день в Душанбе. Нужно было купить еду, оформить регистрацию, найти машину и уехать в горы, до альплагеря «Вертикаль-Алаудин». Пока со всем разобрались, наступил вечер. Выехали в 8, на минивэне Hyundai. Когда доехали до гор, наступила ночь. Где-то в час ночи мы съехали с трассы на горную дорогу. Оставалось около 30 км до альплагеря, но дорогу мы знали очень примерно. Типа, первый поворот направо, а потом все время прямо по главной. Главная была очень сомнительной – грунтовая дорога очень жуткого вида, петляла между ущельями и поселками. Периодически, на крутых склонах, машина буксовала, мы все выходили, толкали. Был собачий холод, пронизывающий ветер дул с ледников и от реки. А мы все – в шортах, футболках – дрожали от холода и хотели спать. Качество дороги становилось все хуже и хуже, все чаще приходилось выходить и идти рядом с машиной – то мост, то большие камни на пути, то резкий подъем. Мы очень удивились смелости Карима – он ехал и ехал, несмотря на опасность и риск раздолбать машину. Около 4 часов мы поняли, что не знаем, куда дальше ехать – уперлись в какой-то забор. Решили час поспать в машине, до рассвета. Потом рассвело, поехали дальше. Очень быстро выяснилось, что этот забор – и есть въезд в альплагерь. Нашли мужика, который нам открыл, заехали, быстро поставили палатки, легли спать. Проснулась я где-то пол десятого, от невыносимой жары. И порадовалась, что ночь невыносимого холода закончилась хэппи-эндом.))

Если ничего не путаю, сейчас вечер 5-го ходового дня, 12 августа, вторник. В воскресенье мы ночевали на высоте 1900 м, и на следующие 2 дня был амбициозный план – подняться до 4700, и пройти перевал Чимтарга. Вчера шлось легко, но Макс плохо себя чувствовал, поэтому решили сильно не херачить. Всего прошли почти 18 км, заползли на 3200 м.

Обедали на озере Малое Алло, ночевали на Большом Алло. Озеро крутое – большое, с синей-синей водой, и с двух гор в него стекают ручьи. Мы с Катькой радостно добежали до него около 6 вечера, солнце уже особо не палило, купаться уже не хотелось. Потом подошли остальные.

Вечером долго сидели у костра с гитарой, выпили 4 котла чая с мятой, которую мы с Катькой по пути напихали Виталику в рюкзак. Алексеич вечером жёг, ржали не переставая.

Сегодня встала как обычно, без скольки-то 6, 2 часа болталась в одного, не зная, чем себя занять. А за день мы прошли всего 9 км – детский сад!) В 6 подошли к перевалу – высота 3900 (то есть еще 800 м херачить вверх), не было уверенности, что за 2 часа дойдём, а по темноте шарахаться не хотелось. Решили остаться под перевалом, а завтра выйти рано-рано утром. Веселье в том, что еды у нас осталось до завтрашнего обеда, а до заброски, по самым оптимистичным прогнозам, доберемся послезавтра в районе обеда. Ну это не пугает, такое мы уже проходили.)) Ребята играют в карты, Алексеич и Володя готовят ужин на костре из найденного тут ботинка; я сижу в 3 слоях одежды и пытаюсь не мерзнуть. Весело с ними, душевно. Всё просто и всё по-настоящему.

***
Сейчас, по окончании нашего 12го дня в горах, уже кажется странным, что я сомневалась, стоит ли ехать в этот поход – настолько всё гармонично и естественно. Виталик спросил сегодня – ну как, оправдались твои ожидания? Я честно ответила, что никаких конкретных ожиданий у меня не было, и оправдываться особо нечему; но я несказанно рада, что поехала, и что сейчас я здесь, в этом месте, с этими людьми, с тем, что уже пройдено и с тем, что нам предстоит пройти.

На самом деле, ожидания все же были – просто не очень конкретные… Я знала, что мы идем в очень живописные места. Знала, что с Алексеичем пойдут хорошие люди, и бОльшая часть группы была мне знакома. Исходя из предыдущего опыта предполагала, что будет тяжело физически, но понимала, что это мелочи, и что я вполне в состоянии пережить и физические нагрузки, и отсутствие комфорта.
И я была уверена, что буду наслаждаться каждой минутой в горах, каждым шагом, каждым мгновением. И всё действительно так и сложилось.

Было много крутых моментов. Сейчас уже все в голове смешалось – в какой день что было, помню 4 перевала, один шикарнейший спуск по каньону, порядка 5 крупных озер и много мелких – и все нереально красивые!

Фанские горы, Таджикистан

Из первых ярких впечатлений – перевал Чимтарга. Сложность 1б, но такой, собака, неприятный! Тупо херачишь по сыпухе вверх, по крутому склону… По тропе, потом без тропы вдоль скал, потом снова по тропе. Всего 6 км. В тот день мы встали пол пятого, пол седьмого вышли. Мы с Катькой ползли 4,5 часа, кто-то и 6-7. Не сказать, что это было невыносимо тяжело – нет, просто требовалось терпение. Ты делаешь шаг вперед – и откатываешься назад, и так снова и снова. Отдыхаешь, и снова прешь. И снова отдыхаешь, потом прешь. Лично мне труднее всего дался последний отрезок – метров 500, когда мы уже снова вышли на тропу, и склон был уже не такой крутой, и вроде иди себе и иди. А я делаю 10-15 шагов – и чувствую, как в голове — тыщ-тыщ-тыщ — и голова начинает кружиться… Видимо, от высоты. Было около 4700 м. Останавливаюсь немного отдышаться, потом опять несколько шагов, опять отдышаться… Катька всё это время шла за мной. Я хорошо понимала, что она сама давно бы уже залезла, а она – как потом сказала — «я ж не знала, вдруг ты там свалишься», терпеливо ждала, пока я найду в себе здоровье и силы забраться наверх… В очередной раз я убедилась, что с Катькой можно не задумываясь идти в любую жопу.

С горем пополам заползли, скоро подошел Виталик, и потом мы 2 часа лежали на самом перевале, ждали остальных, пытаясь спрятаться от ветра и солнца. Потом пришел Володя с Максом, сказал, что Алене плохо, и мы решили спускаться вчетвером, оставив Виталика дожидаться Алену и Алексеича. В конечном итоге все закончилось благополучно, перевал всем понравился – и так всегда – наверняка многие проклинали все на свете пока туда ползли, но сейчас вспоминают его с улыбкой, и рады, что этот перевал был в их жизни. А я – я, как и говорила, кайфовала от каждого шага и каждой минуты на перевале и на пути к нему.

Озеро Куликалон, Фанские горы

После Чимтарги было несколько озер, поход за заброской в альплагерь, холодная ночевка на Мутных озерах (там впервые мы попали под дождь.. или град… или и то, и другое). С Мутных пошли на перевал Восточный Казнок, но плутанули – протоптанная тропа увела нас на другой перевал – со странным названием ВАА. Категория 1б, ничего особо сложного – по нагрузке намного легче Чимтарги, но кто ж знал, что с него будет спуск по каньону категории 2б, который займет у нас 2 дня, заставит дважды ночевать всемером в одной палатке на крутом склоне, и спускаться по веревкам. С перевала мы начали спускаться не рано, и сначала ничто не предвещало ничего опасного – обычный спуск по сыпухе. Потом склон стал круче, троп особо не видно, снег, туман, и, выйдя к каньону, мы поняли, что пора ставить палатку и ночевать в этой жопе, а завтра, когда погода станет лучше, спускаться по веревкам. Поужинали в палатке – по очереди грели в тарелках на газу воду и заваривали в ней картоху БП. Потом легли спать. Штабелями. Реально всемером. Как-то влезли, хоть и было нереально тесно. Зато никто не замерз… Кроме Володи. Его вжали в край палатки, и, он промок. Рано утром Макс вылез на улицу, сидел в спальнике снаружи и что-то жрал. Нам стало ощутимо свободнее. Весело позавтракали сухарями, потом увидели, что туман вроде бы рассеялся, начали собираться. Когда собрались – опять кругом туман, идет снег – все как мы любим)) Что делать, пошли спускаться. Прошли совсем чуть-чуть, снег усилился, склон крутой, снова ставим палатку, залазим в нее, греемся. Володя и Алексеич ушли смотреть, что внизу, кидать веревки. Ходили около часа, вернулись с трофеем – Володя нашел внизу рюкзак – как оказалось, какого-то иранца, разбирал его вещи, было много интересного — сникерс двухлетней давности, коллекция банкнот, фотик и планшет (правда пока что не удалось заставить их работать), его дневник на французском языке, с редкими записями на немецком и английском. Огромный талмуд по диагностике и чему-то еще на французском.

Когда погода улучшилась, мы снова собрались и вышли. Володя сказал, что спуск займет часа 4, сказал, что будет трудно.

Перевал Алаудинский, Фанские горы

Спустились по одной веревке, сначала без рюкзаков. Потом долго спускали чемоданы. Потом по второй. Потом дальше. Очень круто, что у нас было в группе два человека с альпинистской подготовкой – Алексеич и Володя, так шло быстрее. Но все равно получалось долго – веревки с первого раза не сдергивались, мы спускались, а потом долго ждали, когда один из них кинет следующую веревку. В конце дня казалось, что осталось совсем чуть-чуть: вот последняя веревка, а за ней уже тропа… Но когда мы туда спустились, поняли, что и дальше без веревок не пройти. Ночевать опять пришлось в одной палатке на говносклоне – еще более опасном, чем вчера. У меня чуть не улетел рюкзак – точнее, улетел, но недалеко: Виталик бросил мне его сверху, и он как-то очень быстро покатился вниз, я не рискнула его ловить, а то как кегля покатилась бы в ущелье вместе с ним. Потом Виталик же и вытаскивал: хорошо хоть, не очень далеко улетел. Потом снова газ и пюре по очереди, снова попытались лечь спать штабелями, но не получилось – Володя просто висел где-то в тамбуре. Выползли на улицу поправлять палатку, шел снег, привязали ее веревкой к скале, снова залезли. Спали кто как – кто лежа, кто лежа на другом, кто сидя. Постоянно сползая вниз и заползая обратно. Я сидела на большом камне по центру палатки, когда задалбывало сидеть – ложилась то на Аленку, то на Виталика. Сползала вниз, снова садилась. Короче, толком не спали. Володя рано утром ушел за веревкой – вчера так и оставили ее там, наверху… Потом собрались, поперли вниз. У Аленки улетел вниз рюкзак – вытаскивали его из реки, выжимали вещи… Еще пол дня дюльфером, и затем уже по сносной тропе вниз, к озеру. Одно время шел дождь, мы шли по склону вдоль ущелья. Я один раз уехала вниз, недалеко; кинули мне веревку, вытащили. Дошли до реки внизу, остановились ночевать, спать в двух палатках, сушить вещи. Долго сидели с гитарой у костра. На следующий день вечером мы были на Искандеркуле.

Озеро Искандеркуль, Таджикистан

***
Искандеркуля ждали последние три дня как какой-то земли обетованной – мол, добраться бы дотуда – и все наши мучения закончатся, там красивейшее озеро, цивилизация, нормальная еда и тд и тп. В итоге. Уже на подходе к озеру Алексеичу стало плохо – кишка заболела… Дошли до озера, взяли домик, поужинали, Алексеичу хуже. На следующий день остались там же, он весь день лежал в домике и бегал до сортира. Мы сходили до охрененного водопада (назовем его Искандерпад)), пофоткались, вернулись, купались, ели, гуляли… Потом по очереди траванулись все – кому-то плохо стало в этот же день, кого-то полоскало ночью, меня накрыло на следующее утро. Как сказал утром Алексеич, это заколдованное место, если не уйдем отсюда – будем только жрать и срать. Мы собрались и пошли. Рассчитывали за день подойти к перевалу Ангишт, на следующий день перевалить, потом еще пару дней в горах – и возвращаться в Душанбе. Вышли. Мне совсем хреново. Володю и Виталика тошнит. Прошли километр. Посовещались и решили на перевал не идти – если кто сляжет, будет жопа. Позвонили Кариму – чуваку, который вез нас до альплагеря, попросили забрать и отвезти в Варзоб – тоже красивое место, где можно провести несколько дней. Приехали уже вечером, кинули в комнаты вещи, хорошо поужинали. Потом Кариму позвонил одноклассник и позвал нас к себе – у него рядом дача, где мы можем пару дней пожить. Дача, мягко говоря, офигеннейшая – по соседству с дачей дочки президента Таджикистана. Сходили в сауну, отмылись, опять поели, отоспались.

Фанские горы, Таджикистан

Следующие два дня гуляли по окрестностям, ели, спали, снова ели, вели овощной образ жизни. Многие говорят, что после отдыха в горах нужен еще один отпуск – именно так у нас и получилось. Конечно, по-прежнему хотелось какой-то движухи, хотелось идти, бежать, тащиться – к горам, ущельям, перевалам, к походной еде, костру, палаткам. Но уже было очевидно, что наш поход закончился. Каждому по очереди становилось плохо, то один, то другой не вылазил из туалета. Постепенно я смирилась с этой мыслью и стала радоваться тому, что было. В пятницу утром нашла на кухне картоху, лук, растительное масло – пожарила картошку))) потом мы уехали из Варзоба в город, жить дома у Карима.

***
Удивительно. Вся эта походная жизнь – нечто в корне отличающееся от нашей привычной жизни, где все распланировано, где ты точно знаешь, что с тобой будет происходить сегодня, завтра и послезавтра, где ты будешь, с кем ты будешь, что будешь делать, о чем думать и что чувствовать…
Последние две недели, несмотря на то, что у нас был расписанный по дням маршрут, мы постоянно отклонялись от графика, меняли планы, сталкивались с непредвиденными обстоятельствами, и в начале каждого дня мы не могли знать наверняка, как он закончится. Но это лишь придавало жизни остроту, какой-то неповторимый шарм. Именно тогда, когда многие обстоятельства нашей жизни – не в нашей власти, начинаются настоящие приключения. Именно тогда ты наиболее полно и наиболее остро чувствуешь, что живешь. Ты за день проживаешь больше, чем в обычной жизни проживаешь за неделю, если не за месяц – больше событий, новых впечатлений, эмоций, встреч и расставаний, находок и потерь, радостных и удивительных моментов.

4 ответов

1. Да, интересно, все не расписано, как в обычной жизни, но усталость дикая от этого… кто выдержит, тот молодец, но не все выдерживают, поэтому и не ходят в походы!

2. От одного только рассказа — столько эмоций!
    Да, порой несколько дней вне дома заменяют месяц размеряной и предсказуемой жизни в четырёх стенах.

3. Очень интересная и увлекательная статья! Красочные фотографии! Спасибо!

4. Красота! Спасибо, как будто в горах побывал…
    А я вот так, почему то, ни как не осмелюсь писать о горах… точнее написаны четыре статьи уже пол года как, а опубликовать не решаюсь)