Эльбрус. Ты приходишь на гору, а кругом всякая жуть!

Автор: Суетина Мария

Эльбрус. Западная вершина

Какое же удовольствие от битвы,
если ты не выиграешь?

30.10.2015
В ночь перед восхождением мне снова не спалось. Вставать мы решили пол второго, а заснула я уже после полуночи. Сон просто отрубило! Ну ладно, – думала я – наверное, уж найдутся в организме силы отпахать один день, пусть без нормального сна.

Ночью встали, собрались, пол третьего подъехал ратрак, загрузились, поехали. На Приюте забрали остальных, надели кошки и погнали наверх.  Высадились у скал Пастухова, 4700. Сначала идет затяжной довольно крутой взлет по прямой, набор высоты – метров 300-400. Просто дорога вверх, широкая, с хорошим следом от ратрака.

Крутовато, но шлось неплохо. После него – выход на Косую полку. С горы спускается ледник, образуя заснеженный склон, довольно крутой, уходящий в ущелье, именуемое Трупосборником. И по этому склону на гору идет некое подобие тропы, по которой ходят люди. Это и есть косая полка. Она идет прямо до седловины. Угол вверх не очень большой, но то, что ты постоянно идешь по наклонной плоскости, мягко говоря, выматывает. Мне было жутко! Так-то вроде ничего сложного, втыкай кошки получше, страхуйся ледорубом да пили вперед… Но к тому моменту я уже много историй наслушалась, о том, сколько народу гибнет в трещинах, я шла по темноте, и думала: собственно, вот он, трупосборник, прям под нами, если криво поставишь ногу, или запнешься, или потеряешь равновесие, и поползешь вниз – у тебя будет несколько секунд, чтобы зарубиться – а потом, если не получится – … Ну, понятно уже. Либо в трещину, либо катиться вниз уже в виде фарша. А как зарубаться – я знаю только в теории…

Эльбрус. Седловина

Короче, шла я, супер аккуратно переставляя ноги, и думала про себя: нахрен если живыми вниз вернемся, Вовку побью заразу – как можно было втянуть меня в такое??? Меня, человека, никогда серьезно не работавшего на леднике, толком не умеющего пользоваться ледорубом…!!! Пусть и говорил кто-то, что на Эльбрус ходят все подряд, и ничего сложного тут нет,  мне казалось, что это капец опасно!!!

Лёха шел впереди, отыскивая тропу. Я – за ним, периодически останавливаясь (тяжеловато шлось), за мной Вова, Евген замыкал. К седловине вышли около шести, начало светать. На седловине – несколько разорванных палаток, без людей – свидетельство о погибших альпинистах, которых гора не пустила наверх, и не отпустила вниз… На склоне западной вершины парни указали мне на несколько темных пятен – смотри, говорят, это трупы. !!!!!! Ну и как я на это должна реагировать?… Ты приходишь на гору, а кругом всякая жуть! Я, конечно, выругалась на Вовку, мол, какого хрена ты втянул меня в эту блуду… Он ответил, что я могу посидеть внизу, пока они ходят на вершины. Ну да, конечно, приехать на Эльбрус, чтобы посидеть внизу. 🙂

Идем на гору. Будка RedFox

На седловине не так давно RedFox (компания-производитель альпинистской снаряги) установил небольшую будку, где сидя может поместиться человек шесть. А при необходимости можно и переночевать. Температура там как на улице, но ветра нет. Мы зашли, сели, погрелись, выпили чаю. Всё-таки, ночью было холодно. Я шла в легкой термухе и горнолыжном костюме. На ногах – пласты, в них в принципе трудно замерзнуть. На косой полке поверх своих теплых перчаток надела толстые верхонки – пальцы начали замерзать… Но в движении было вполне комфортно. Ветра не было, температура, по ощущениям, градусов 10-15.

На гору… Восточная вершина (5.621 м)

На восточную вершину. Эльбрус

За восточной вершиной начало выползать солнце. Мы решили идти сначала на восточную – когда солнце дойдет до седловины – неясно, а там, дойдя до верха, мы точно погреемся. Вышли, Лёха впереди, я за ним. То по снегу, то по камням. Склон довольно крутой, идти тяжко, воздуха не хватает воооообще! Делаю шагов 15 – в башке долбит, пытаюсь отдышаться – бесполезно! Стою, дышу. А стоять холодно, хочется двигаться, чтобы согреться! Но только начинаешь нагружать себя физически – начинаешь задыхаться и останавливаешься!… Сомнительное удовольствие. Благо, длилось это недолго – минут, может, тридцать-сорок. Потом мы дошли до верха хребта, где до нас доставали лучи солнца. И вершину уже видно – вот она, совсем рядом, осталось пройти по пологому склону минут 10! Конечно же, сразу стало хорошо 😀

Эльбрус. Восточная вершина

Более-менее бодренько доперлись до вершины. Красотень!!! Чуть внизу, на южном склоне, Лёха разглядел мотоцикл. Это давняя история, подробностей которой мы не знаем. Типа, когда-то давно какие-то психи затащили на гору мотоцикл. Даже кулуар, по которому они с ним тащились, теперь называется «мотоциклетным кулуаром».

Эльбрус. Мотоцикл

Мы с парнями спустились туда, пофоткались с моциком. Вернулись обратно, съели яблоко, немного посидели и погнали вниз. Время было – начало девятого. Вовка спускался тяжеловато. Лёха – легко. Я шла довольно бодро, но чувствовалось, что сил мало. Когда шли – заметили на седловине, справа от себя, какое-то черное пятно. Лёха говорит, пойдём посмотрим. Я говорю, нет, это без меня. Я на трупов сегодня уже смотрела, хоть и издалека…! Не знаю, как им это удалось, но я всё же пошла… Со словами «гулять так гулять». Больная. Вовка пошел к будке, а мы с Лёхой пошли. Сначала казалось, что палатка. Потом – рюкзак. Последние метров пять до него было страшновато – как будто трещина под снегом. Я осталась ждать, он пошел. А я стою и думаю (если опустить мат): блин, ну ты хоть скажи мне, что делать, если ты провалишься! Я же не опытный боец… В общем, никуда он, конечно, не провалился, дошёл до объекта – он оказался тупо большим мусорным мешком, набитым мусором. Ради которого Лёха практически жизнью рисковал! Смешно 😀

Седло Эльбруса. Опять в будке RedFox

Дошли мы до будки, там сидят Евген с Вовой. Мы чуток перекусили. Евген все повторял, мол, не надо мучить скотину, у вас адаптация хреновенькая, если будет плохо – разворачивайтесь вниз. Указал нам контрольную точку – там один гребень – говорит, если за него за два часа не перевалите – разворачивайтесь. Мы немного еще посидели и двинули. Вышли в 8:30. Солнце было уже даже на седловине – тепло, хорошо! Только дышать тяжко, и силы в себе не чувствуешь совсем… Поперлись наверх. Почти всю дорогу наверх по восточному склону видно с седловины: сначала довольно долгий крутой взлет почти по прямой, затем небольшая косая полка, небольшой скальный участок, что за ним – пока не видно…

На гору… Западная вершина (5.642 м)

Начали заползать. Лёха как-то быстро оторвался от нас и в хорошем темпе гнал наверх. Мы с Вовкой плетёмся сзади. Вижу, Вовке тяжело, очень трудно дышит, идет медленно, с частыми перекурами. Мне тоже капец тяжко – иду ведь совсем налегке, кроме себя ничего не тащу.. А сил ну просто нет!! Несколько шагов – отдышаться, и опять, и опять… Шузы жутко неудобные на крутом подъеме – голеностоп практически неподвижен, приходится либо ставить ступни елочкой, либо идти боком.

На гору. Подъем на Западную вершину Эльбруса

В какой-то момент мы поняли, что наш инструктор больше не с нами. Вышел к горе вместе с нами, а потом тупо не пошел. Ушел к косой полке и смотрел, как мы ползем, оттуда. Потом забрал из будки свой рюкзак и свалил вниз. Вот так вот, молча дезертировал. Интересный маневр. Ну мы особо не расстроились – без него справимся!

Сколько-то прошли, спрашиваю у Вовки высоту – 5420. Ну ок, вроде как осталось то 220 набрать, не так уж много… Срываюсь с места, напряженно пашу минут десять, пру, пру, пру наверх… Вовка, ну че там высота? 5430, говорит. ***ааааа… Похоже, это надолго!.. Ну ладно, взлет этот отпахала, вышла на полку. Опять страшно, но уже не так. Останавливаться на ней не хотелось – хоть и было очень тяжело, решила, что остановлюсь перекурить, когда будет относительно ровная площадка под ногами. Так и дошла до Лёхи. Он чувствовал себя бодро, вскоре пошел дальше до скал. Я дождалась Вову. В тот момент вроде как уже было понятно, что контрольную точку мы за час пройдем. С другой стороны, я видела, насколько Вовке хреново, и в принципе уже смирилась с тем, что на эту вершину мы не поднимемся. Глядя на себя, я тоже понимала, что могу скоро свалиться без сил. Хотя надежда еще оставалась. Всё-таки, мы приехали туда, мы успешно доперлись до седловины и как нефиг делать залезли на восточную вершину. Погода была лучше некуда – ни ветра, ни снега, чистейшее небо. Гора сама нам говорила – давайте, ребятки, все для вас! Вы сможете!… Время – 10 утра, а до верха нам осталось набрать меньше 200 м! Было бы страшно обидно не залезть.  Лёха кричит со скал: «Вован, надо принимать решение – тут перила натянуты, а у нас ни обвязок, ни карабинов, ни хрена — все в будке RedFox. Иди смотри – пойдем наверх или нет». В этот момент я была уже на 90% уверена, что мы не пойдем. Что он перестрахуется, что не станет рисковать. Дошли мы до скал. Он толком даже не смотрел туда. Говорит, идём.  Сам злой, орут друг на друга. Понимаю – видимо, бесится от того, что сил нет. Либо просто замотался.

Я смотрю наверх. Склон – ну градусов 60. Натянуты перила – одна веревка вверх, вторая наискосок – наверх и вправо. Под тобой – ровный склон, катиться до седловины… Если идти пристегнутой – да нефиг делать! А без страховки – мягко говоря страшновато)) Мы поржали конечно над собой – до седловины парни тащили внушительные рюкзаки – веревки, обвязки, карабины, ледобуры, прочее железо… А на гору взяли с собой маленький рюкзачок с термосом и тремя сникерсами! Остальное бросили в редфоксовской будке. Ай да мы! 🙂

Эльбрус. Почти вершина

Короче, Лёха пошел, быстренько залез. Я следом. Вовка спрашивает – страшно? Да, говорю, страшно. Ну, грит, можем не ходить. Ну да, после всего тут пережитого – я взяла в руки веревку и поперлась. Нормально, вроде даже не особо опасно. Залезла, он залез следом. Там взгляду открылась сама вершина и тропа к ней – пологая, шагать минут 10-15. Вполне бодро дошли до верха! Там маленькая площадочка, конечно же шикарный вид во все стороны!  Вот оно! Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…! Сердце замирает, ты понимаешь – да, мы это сделали! Забрались, затащились, покорили! Трудно представить себе нечто более захватывающее! …но длится это недолго – вскоре вспоминаешь, что это ничего не будет стоить, если ты не спустишься живым и здоровым вниз. А 80% несчастий случается с альпинистами именно на спуске.

Эльбрус. Западная вершина

Минут пять мы поорали-пообнимались-пофоткались, и стали спускаться. На часах полдень. Спасибо тебе, Гора! Спасибо, что пустила, теперь пожалуйста отпусти.

Конечно же, накрыла огромная радость – ох какие мы красавцы! Сходили на Гору! Бомбанули за день две вершины, это ж крайне редко кто делает! Да всего после двух дней акклимухи! Да ни разу не блевали! Да мы крутые, нереально крутые!!

1. Эльбрус — гора коварная. Психи и авантюристы
  2. Радости альпинистской жизни. Или не радости… Эльбрус
  3. Эльбрус. Ну здравствуй, горняшка!
  4. Эльбрус. Ты приходишь на гору, а кругом всякая жуть!
  5. Спуск с Эльбруса. Это что за хрень, думаю я матом…