Адыгея. Поход на Фишт-Оштеновский массив

размещено в: туризм | 0

Дата событий: 03-11 октября 2014 г.
Автор: Переседова О.

Адыгея. Перед горой Фишт

Я ждала повторения сказки, я ждала следующего похода. Но… у меня есть ученики – мои внуки и поэтому поход мог состояться только летом, во время их каникул. И вдруг случилось чудо – детям пришли путёвки в санаторий, а меня отправили в отпуск с первого октября. Ура! Я иду в поход в Адыгею! Несколько смущало то, что участники молоды: смогу ли я пройти не хуже их? И хотя мой старший сын сразу же одобрил моё решение, я позвонила младшему посоветоваться на счёт участия в походе. Он воспринял всё довольно оптимистично: «Приезжай, хоть повидаемся, а по горам я тебя протащу». Сомнений не осталось.

Адыгея. Наша команда

Забегая вперёд, опишу участников похода:

• Аркадий – явный лидер, балагур, знает всё обо всём, любит пошутить (правда, шутки его бывают колкими), зато с ним не соскучишься, рассказывал много интересных случаев из жизни.
  • Олег – весёлый, смешливый парень, стеснительный, ведомый, старательный.
  • Пётр – серьёзный молодой мужчина, самостоятельный, с твёрдым характером.
  • Катюша – дочка Петра, очень общительная девочка, обожающая своего папу.
  • Юра – молодой парень из Москвы. Производит очень положительно впечатление: в меру скромный, аккуратный, смелый, решительный, старающийся всем помочь, очень адекватно реагирующий на замечания.
  • Гена – очень выражены лидерские качества, готов взять на себя ответственность, не скрывал, что боится высоты (однако побывал на всех вершинах и, практически, один из первых).
  • Вова – мой старший сын. Все походы – это его «детище». Именно он разрабатывает маршруты, согласовывает с руководством и оформляет всю документацию. Вова – опытный турист, лидер по натуре, скромный, начитанный, находит общий язык с кем угодно, с ним надёжно.
  • Алёша – мой младший сын. В этом походе был руководителем. Алёша – явный лидер, но не такой опытный турист как Вова, он легко сходится с людьми и, как правило, окружающие его любят и уважают. Он опекает и заботится о тех, кто слабее его.
  • Катя – жена Вовы. Это наш тыл. Она обладает огромными организаторскими способностями. Она и соберёт, и упакует, и разведёт костёр, и сварит… Львиная доля подготовки к походу лежит на её худеньких плечах.
  • и я – «мама». Я – за мир во всём мире, стараюсь изо всех сил, чтобы все были довольны и дружны.
Краснодар. На вокзале

И вот 3-го октября Вова, Катя и я прибыли в Краснодар. Лёша нас встретил (он прибыл на 2 часа раньше), и мы переместились в зал ожидания. Вскоре прибыла группа из Питера (Аркадий, Олег, Пётр , Катюша) и Юра из Москвы. Ожидая последнего участника (Геннадия из Челябинска), кто-то вздремнул, кто-то докупал продукты, ну а я познакомилась с девочкой Катюшей (по возрасту ровесницей моим внукам). Ну вот и последний участник прибыл, и мы дружно пошли к машине, которая довезла нас до «старта».

Первая достопримечательность, с которой мы познакомились – это была Азишская пещера. Посещение пещеры, видимо, очень популярно у туристов. Группы сменяют друг друга. Гид довольно хорошо рассказывал о пещере, показывал причудливые сталактиты и сталагмиты. Все пытались запечатлеть необычную красоту на фотоаппараты. После посещения пещеры шли долго по дороге «вверх – вверх – вверх», к вечеру остановились на ночлег. Раскинули три палатки. Ночью было холодно, некоторые замёрзли. У меня очень тёплый спальник, я не мёрзла ни разу.

Адыгея. Абадзешкий перевал

Следующий день был «ходовым». Мы шли и шли по тропинке, периодически фотографируя «что-то в отдалении», потому что шли по холмам практически без растительности. До первого перевала Азишского с мемориальной доской дошли очень быстро. Я старалась идти впереди, и у меня это получалось. Алёшка сказал: «Видишь, это совсем другой поход, здесь «бычить» надо». Да, это не Байкал, где одно препятствие сменяет другое за какие-то минуты (то бурелом, то переправы, то прижимы, то камни). Здесь же тропа, но постоянно вверх – вниз, вверх – вниз, вверх – вверх. Вот и второй перевал Абадзешский. Сфотографировались. Дошли до домика, радостно остановились на ночлег. Готовили на костре, а в домике топили печку. Было тепло и даже «уютно». Ночью шёл дождь, да и с утра моросило.

В дождевиках и накидках пошли по скользким тропам. Опять всё вверх и вверх. Довольно часто встречались группы туристов. То там, то там слышалось: «Добрый день! Здравствуйте! Далеко ли до перевала?» На перевале встретили двух туристов. На фотографии запечатлена вся наша группа (воспользовались услугами этих путников). Дождь всё моросил, спуск был скользким. Я упала и съехала на «пятой точке». Испачкалась — не испачкалась, меня это мало интересовало, главное было – не отстать. Однако, первая тройка – Аркадий, Гена и Олег убежали довольно далеко. Я шла одна, оторвавшись от остальных. На пути встретился ручей с небольшим мостиком, я перешла и пошла по тропе, никого не дожидаясь. Тропа шла по лесу, вокруг было очень красиво, я любовалась природой, иногда фотографировала, мечтала, фантазировала… но тропа была довольно «жидкая», мне не хотелось пачкаться и я старалась обходить по сухому. Но отойдя чуть повыше, я не удержалась и свалилась в самую жижу. Ох. Как я была рада, что никто этого не видел.

Адыгея. Гузерипльский перевал

Вскоре меня догнал Пётр и оставшуюся часть пути мы с ним «проговорили». Конечно же, понятно о чём (о чём ещё можно говорить с врачом, кроме как о болезнях?), но… контакт был налажен. Вышли к приюту Фишт. Дождь то моросил, то прекращался. Вскоре подошли остальные. Приют порадовал. Комната на втором этаже была свободной, и мы её заняли. Рядом был ручей, беседка с кострищем, в общем – цивилизация.

Адыгея. Фишт

На следующий день решили покорять гору Фишт. Спать легли пораньше – выход в 4 утра. В 3 – подъём, встали дружно, собрались, успели позавтракать и… в 4 – выход. Темно, прохладно. Выстроились в цепочку, все с налобными фонарями, двинулись в путь. Перешли через мостик и … по утоптанной дорожке вперёд, на подъём вверх, вверх. Через 40 минут – привал. Все собрались. Увы, Вова был замыкающим, когда он подошёл и объяснил, что мы «бежим» не в том направлении. Мы шли к малому Фиштинскому леднику, оттуда подъём на Фишт только по скалам – нам не по силам. Пришлось возвращаться.

Адыгея. Идем на Фишт

Когда подошли к лагерю, маленькая Катюша просила меня остаться и не ходить на гору, но я отказалась остаться, мне так хотелось пройти весь путь… И вот в 5:20 мы вновь выходим из приюта уже по другой дороге. Планировали на вершине горы быть в 12-13 часов, а возвратиться в лагерь часам к 16-17. Шли довольно быстро, никто не роптал. Лишь подшучивали, что лишний крюк – не проблема. Катюшка часто останавливалась и отставала. То Вова, то Алёша шли с ней подбадривая. Светало. Подошли к непростому подъёму, там висела старая, кем-то оставленная, верёвка. Вова навесил нашу верёвку, и мы полезли вверх со страховкой: Катя, я, Катюшка, Пётр и Олег. Гена, Юра и Алёшка забрались самостоятельно.

Когда все поднялись на площадку и готовы были идти дальше, Катюшка сказала, что дальше идти не может. Посовещавшись, решили отправить маленькую Катюшку в лагерь. Сопровождать её пошёл Алёша.

Адыгея. Фиштинский ледник

А мы «поползли» вверх. Ещё немного усилий – и мы на леднике. У нас были кошки, но лёд был покрыт снегом, идти было не скользко, поэтому решили идти в обуви без кошек. Все пошли в одной связке. Проходили «жуткие» трещины, но страха я почему-то не испытывала. Опять подъём. Опять Вова закрепил верёвку и мы по одному полезли вверх. Первым был Гена, затем Олег, Катя, потом я. Когда я влезла на место площадки, то увидела такую картину: вершины гор, снег, снег, подъём не очень крутой. Гена прорубал ступени, Олег полз за ним на четвереньках, «след в след». Мы с Катей уже спокойно шли по вытоптанным «ступенькам». Когда я обернулась, то увидела Петра, ему было страшно, он тоже полз, не вставая на «две». О, как я его понимала! Я испытывала такой же ужас в походе 3 к.с. по Байкальскому хребту. Аркадий и Вова быстро догнали нас, и своим оптимизмом и шуточками «подняли» всех в вертикальное положение, и мы пошагали дальше.

Адыгея. Фишт

Контрольное время прошло, мы должны были уже возвращаться, а мы всё шли вперёд. Было пасмурно, но вдруг на какие-то секунды выглянуло солнце, и Вова крикнул: «Вон он «крест», я его вижу. Он рванул вперёд. Гена и Юра – за ним. Обратный путь был не лёгким. Спустились быстро, быстро прошли ледник, правда с потерей – палка Олега улетела в трещину. Шли уже в двух связках. Фотографировались на фоне Фишта. Некоторые даже «разделись» — прикольные вышли фотки. А дальше – туман… Хоть и шли по турам, но дорога была незнакомой – будет ли она короче? Легче? Она неизвестна… Между камнями большие щели, мне становится страшно. А у страха глаза велики. Мне кажется, что я не смогу перепрыгнуть эти щели, дна не видно!

Адыгея. Перед горой Фишт

Гена идёт сзади. Морально поддерживает: «Сможешь, сможешь!» Я прыгнула. Да, смогла. Я иду за Катей. Тропинка узкая. Каким-то образом поскользнулась и упала. Внизу обрыв. Вова кричит: «Не лежи! Переворачивайся на живот! Вставай! Вставай!». Я встала, прижалась к скале. Сердце стучит с сумасшедшей скоростью. Вова вновь кричит: «Не стой! Надо идти», а я ему: «Не могу, у меня истерика», хотела сказать – паника. «Какая ещё истерика? Вперёд! Отберите кто-нибудь у неё палки, она с ними как паук растопырилась, на них надеется. На свои ноги надейся. А не на палки!» палки я конечно же никому не отдала, пошла побыстрее, больше не падала. Как по волшебству иногда туман рассеивался, мы видели куда идти, и так было пока мы не дошли до спуска Спускались дважды по верёвкам. У меня болело колено, и я отставала. Вова был со мной.

На переправе через речку группа ждала нас около 30 минут. Уже было совсем темно. Вернулись в лагерь около 9 вечера. Алёшка был в панике Он хоть и наготовил для нас еды (и обед и ужин), а Катюша прибралась в комнате, и даже приготовила всем спальники, он уже написал записку, что идёт искать пропавшую группу, а насчёт Катюшки договорился переправить её с другой группой домой. Как он говорил, что представлял всех замёрзшими или разбившимися.

Адыгея. Занятия на скалах

На следующий день Лёша пошёл на Фишт с двумя туристами (он их повёл). Кстати, они тоже вернулись позже предполагаемого времени, и я тоже успела поволноваться. Мы же, те, кто остался в лагере, насыщенно провели время. Сначала стирали, чистили и сушили одежду и спальники, а потом была тренировка: учились лазить с жумаром и спускаться по верёвке. А затем Вова преподал урок скалолазания. Ребята были в восторге.

И вот мы покидаем приют: «Пока! Нам было здесь уютно». Задумано было разделиться на две группы: одни идут более лёгким путём, а другие – сложным. С заходом на гору Оштен. Но рюкзаки были тяжёлые, солнце «жарило», поэтому решили идти все вместе через перевал. Вышли к озеру Псенодах. Странное озеро – вода чистая, прозрачная, но уж очень узкое и мелкое. А чуть поодаль – водоворот, вода уходит под землю. Около водоворота вода подмёрзшая, и даже видны замёрзшие лягушки. После обеда мы с Катюшкой остались в лагере, а остальные пошли покорять гору Нагай-чук.

Адыгея. Выход на Нагой-Чук

Было холодно, мы с Катюшей поддерживали огонь в костре: сожгли всю траву в округе, бумажки, тряпки, ветки, полиэтиленовые мешки… (навели замечательный порядок в округе). Я даже нашла резиновые сапоги, но мы их не сожгли – оставили. Вскоре вернулись Юра и Катя. Юра принёс дрова, и мы приготовили ужин. «Покорители» вернулись затемно. Вот и новый день Пётр с Катюшкой остались в лагере, а мы пошли на гору Оштен. Подъём был крутой и скользкий. Алёшка ушёл далеко вперёд, а Вова как всегда был замыкающим – подгоняющим. Я его спросила: «Назад пойдём этим же путём?» Он ответил: «Да». Я запаниковала, что по такой скользкой тропинке спуститься я не смогу, и я решила вернуться в лагерь.

Адыгея. Переход

Адыгея. Дорога домой

Конечно же, я потом очень сожалела о своём поступке, тем более возвращались они совсем другим путём, спуск был не крутым и не скользким. После обеда была «дорога домой». По тропе шли быстро, встречались целые заросли шиповника: красиво! Красные ягоды среди жёлто-красно-зелёной листвы. Уже затемно прибыли к домику. Ночевали в тепле. Устроили прощальный ужин. Пётр приготовил для всех сюрприз – хлебцы с красной икрой. У Аркадия было масло. Шикарные были бутерброды! Ребята сделали чучело «туриста неудачника» и сожгли его. А мне было его жаль. Лучше б в домике оставили за сторожа… Утром ещё рывок 12 км, и мы на трассе.

К вечеру мы были в Краснодаре. Мы уезжали в Рязань, остальные — в Анапу (провести денёк на море). Расставались с объятиями, пожеланиями, «чуть ли не со слезами», сроднились за поход…